Государственные компании не хотят перевооружать свое технологически отсталое производство и не предъявляют соответственно спроса на новые детали, комплектующие и новое оборудование. Также проблемой является отсутствие прозрачности в этой сфере, отсутствие четких критериев инновационности и высокотехнологичности.
Сегодня в России технологическими инновациями занимаются не более 8,9% предприятий, что в 3 раза меньше, чем в Восточной Европе и 5 раз Западной Европы по данным ВШЭ и Росстат. Основной причиной такого показателя является отсутствие спроса со стороны государства. Из госкомпаний сейчас лишь РЖД прорабатывает перечень товаров, работ, услуг закупки которых осуществляются у МСП. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц», который сейчас находится в разработке и предусмотрен дорожной картой, как раз обязывает заказчика формировать такой перечень.
Преимущества у МСБ: чувствительность и мобильность ко всем изменениям; гибкость и оперативность в принятии решений; деятельность МСП не диверсифицирована и сконцентрирована на одном продукте. Тем самым МСБ подстраивает свой продукт под требования индивидуального заказчика и акцентирует внимание на доведении до совершенства производимого товара.
Настоящий документ является очень ожидаемым для бизнеса и важным. Утверждение этих директив сильно продвинуло вперед процесс реализации дорожной карты. Директивы охватывают как наступившие пункты дорожной карты, так и пункты, исполнение которых согласно распоряжению 867-р определено на декабрь 2013 г и январь 2014 г. Это значит, что на настоящий момент мы работаем на опережение.
По пункту 3 директив подготовка к исполнению началась задолго до утверждения документа. Рабочая группа АСИ, Минэкономразвития России и некоторые госкомпании уже провели ряд совместных встреч, на которых обсуждали запуск пилотных программ партнерства с учетом ранее разработанных методических рекомендаций по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства. В частности, РЖД уже приступили к разработке договора присоединения и к активному поиску возможных участников таких программ. Возможно, кто-то из членов Клуба Лидеров будет заинтересован в таком уникальном опыте. Сейчас Агентством этот вопрос прорабатывается.
Реализация пункта директив, касающегося разработки методики определения «жизненного цикла продукции, работ, услуг», безусловно является непростой задачей для любой государственной компании. Но ее грамотное решение позволит достигнуть целей дорожной карты, а именно увеличения доли закупок инновационных товаров (работ, услуг) и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков
Артем Аветисян
Председатель Всероссийского объединения предпринимателей "Клуб Лидеров".