Сегодня суббота, 08.08.2020: публикаций: 3167
Новости. Опубликовано 13.10.2014 14:43  Просмотров всего: 2223; сегодня: 1.

Выступление А.И. Чилингарова на заседании "Меркурий-клуба"

Выступление А.И. Чилингарова на заседании

Выступление специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, члена Совета Федерации ФС РФ А.Н. Чилингарова на заседании «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России», состоявшемся 8 октября 2014 года.

Уважаемый Евгений Максимович, уважаемые коллеги! Я не предполагал о такой серьезной встрече, но для меня это радостно, потому что я всю жизнь занимаюсь Арктикой, арктической тематикой. Поэтому я очень благодарен, что такое высокое собрание отметило необходимость обсуждения на этом уровне проблем Арктики и как здесь написано «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России».

Я несколько слов скажу, что делается по очень острому и очень важному политическому вопросу. Это все, что связано с внешней границей российского континентального шельфа. Мы давно занимаемся этими проблемами, но разная ситуация была. До конвенции ООН по морскому праву, которая была подписана в декабре 1982 г. и в 1994 г. была ратифицирована, было секторное деление Арктики. Была граница от Кольского полуострова до Северного полюса, дальше до мыса Уэлен Чукотка, где было четко написано руководством страны, что это полярные владения СССР. Если это полярные владения СССР, значит то, что касается тех предложений конвенций, они не учитывались. Конвенция предусматривает установление следующих разделений морского пространства: внутренние воды. Вы сказали, что нам удалось, большая победа всех, кто этим занимался: Охотское море теперь и внутренние воды на территории России. Но это был другой политический момент, когда нам удалось, с большим трудом, но ратифицировать территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, проливы, использованные для международного судоходства, Открытое море, международный морской район и конвенция отменила принцип секторного деления в Арктике. Мы эту конвенцию ратифицировали. Мы в рамках предвидения тех вопросов, которые могли быть подняты в Арктике, провели очень активную, в советский период времени особенно, работу по определению континентального дна Ледовитого океана. Была такая карта сделана: сотни ученых садились на лед на лыжах Ан-2, определяли рельеф дна Ледовитого океана, и была такая карта, которую мы представили как заявку нашу в Комиссию по морскому праву, но она не была принята. Были определенные замечания, связанные с точностью координата определения. Не приняли эту нашу первую заявку. Сейчас после этого мы готовимся представить новую заявку, а мы обязаны предоставлять, чтобы определить внешнюю границу российского континентального шельфа, нужны большие научные определения. В последние четыре года Роснедры, Министерство природных ресурсов проводили очень большую экспедиционную работу по вопросам определения границы российского континентального шельфа.

Я могу сказать, что были проведены очень большие работы. У нас была хорошая кооперация с Минатомом и большая кооперация с морским флотом. Об этом мало писалось и говорилось, но в одной из экспедиций два года назад, две подводных лодки военно-морского флота участвовали в работах, связанных с бурением на дне Ледовитого океана.

Сегодня мы обработали очень многие эти материалы и готовы были предоставлять заявку, но все решения от политического руководства, т.е. сегодня ситуация совсем другая. Активизировалась после определенных работ, которые, в том числе и я проводил, связанные с погружением на дно Ледовитого океана, все приполярные и полярные страны. Совершенно свежий пример: в августе месяце Норвегия открыла свою дрейфующую станцию. Правда, там четыре человека всего, но никогда еще во льдах, очень-очень дальний период американцы работали на ледяном острове Т-3, но это говорит о том, что они претендуют на очень многие пространства Ледовитого океана: хребет Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, который мы считаем продолжением нашего шельфа. Есть много вопросов у других арктических стран. Активизировались, кроме того, а сегодня Арктический совет обозначил еще наблюдателей Арктического совета, которые очень активизируют свою деятельность, но в первую очередь Китайская Народная Республика, которая строит свои ледоколы, организует экспедиции.

Я могу сказать, что сегодня есть очень жесткое понимание руководства страны, что мы должны развивать и дальше арктический атомный флот. Вы сказали об этом: три атомных ледокола, я думаю, Рукша Вячеслав Владимирович скажет об этом, один мы заложили вместе с ним на балтийском заводе, он строится, и три дизельных электрических ледокола. Это очень большие капитальные вложения, но это понимание того, что Арктика нужна России.

Я бы хотел сказать, что все, что касается конвенции, мы по этому поводу много обсуждали и говорили на эту тему. Есть разные мнения, но общее мнение такого, что мы, может быть, поторопились с ратификацией конвенции по морскому праву, потому что эту конвенцию, Евгений Максимович, не ратифицировали только Соединенные Штаты Америки. Каждый новый президент, который приходил, обещал обязательно ратифицировать конвенцию, а так получается, что они в своей политике думают о секторальном делении, секторах, хотя у нас сектор был четко определен. Поэтому нам надо больше научного потенциала, и мы проводим работу по восстановлению научного потенциала в Арктике, мы восстанавливаем полярные станции, мы определяем географическое и гидрометеорологическое обеспечение, то, что после развала Советского Союза все это не проводилось. Мы сегодня не имеем дрейфующей станции «Северный полюс», но мы находим внебюджетные средства. Мы должны в январе-феврале, максимум, организовать свою дрейфующую станцию «Северный полюс», уникальные наблюдения «ледовые платформы». Кроме того, мы, несмотря не финансирование, Евгений Максимович, постоянно организуем, Русское географическое общество, во льдах Ледовитого океана нашу ледовую базу «Борнео» в районе Северного полюса. Уникальный способ доставки грузов: всё, что надо для жизни на этой станции она живет очень коротко – полтора-два месяца. Мы сбрасываем с воздуха с помощью самолетов военной авиации и военно-морского флота, но такая уникальная база в районе полюса, где более 100 человек проходит через базу, которая идет в районе полюса и проводится наблюдение. Никто такой способ еще не повторил.

Что касается североморского пути, мы говорили, мы знали, что он будет необходим, мы к нему готовились, но самое главное, что нам удалось сделать, я как депутат пробивал это дело, мы приняли Закон о североморском пути. Закон, в котором четко написано: североморской путь - национальная транспортная магистраль. Это не так просто давалось, потому что были определенные вопросы, но в течение нескольких лет мы все-таки этот закон приняли и он предусматривает сегодня администрация североморского пути, вы помните исторический момент, когда Папанин возглавлял такую администрацию, она совсем в других количествах и задачах восстановлена. Но я надеюсь с учетом того, что североморской путь стал востребован сегодня, это отдельная тема, но я могу вам сказать, что мы здесь на правильном пути.

Что касается других вопросов, я бы хотел еще один вопрос отметить, что очень важно, сегодня принята программа очистки Арктики от отходов и от воздействия промышленных отходов, военных в арктических регионах. Мы в прошлом и позапрошлом годах очистили один остров Александра на земле Франца-Иосифа, это около 50 тысяч бочек и другого оборудования, которые были брошены в период присутствия военно-воздушной базы России. Другой остров Греэм-Белл, который имеет в 5 раз больше отходов, которые были оставлены, но эта работа началась и она получила цепочку развития, потому что очень многие регионы, которые выходят на Ледовитый океан, стали иметь свои программы восстановления полярных станций и очистка от промышленных и военных отходов, которые были оставлены в Арктике. Резонанс хороший. Я так понимаю, что это очень важно особенно сейчас, когда главной задачей доктрины экологическая безопасность в Арктике. Министерство природных ресурсов активно участвует, МЧЗ, который построил и сейчас планирует несколько баз на побережье Ледовитого океана, которые могут оказать помощь в случаи транспортировке и разливов, которые могут быть в период прохождения во льдах Ледовитого океана. Я готов отвечать на вопросы. Спасибо.

Сферы деятельности: Арктические территории и шельф, Наука
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Меркурий-клуб — 15 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
E-mail: leofond@mail.ru
Поделиться:
Ваше мнение
Изменились ли и как условия ведения бизнеса после отмены ограничений по коронавирусу?
 Ухудшаются
 Улучшаются
 Не меняются
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос