Сегодня суббота, 08.08.2020: публикаций: 3167
Мероприятия. Опубликовано 13.10.2014 16:26  Просмотров всего: 3321; сегодня: 1.

Выступление В.Б. Митько на заседании «Меркурий-клуба»

Выступление В.Б. Митько на заседании «Меркурий-клуба»

Выступление президента Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук. В.Б. Митько на заседании «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России», состоявшемся 8 октября 2014 года.

Прежде всего, я хотел бы выразить благодарность за приглашение на столь высокое собрание от имени членов Арктической академии наук и секции Геополитики безопасности Российской академии естественных наук, которую я представляю. В секции Геополитики безопасности, конечно, мы все вопросы начинаем рассматривать именно с геополитических позиций, т.е. оценки основных геополитических факторов, которые влияют на устойчивое развитие не только человечества в целом, но, прежде всего, Арктики, регион, который сегодня является одним из самых актуальных. Мы, оценивая на уровне экспертных оценок влияния этих всех 10 геополитических факторов, перечислять не буду, здесь они все показаны, это от географического до сегодня приобретает также большое значение фактор глобализации.

Следующий слайд показывает, как эти геополитические факторы связаны с основными социальными категориями. Поскольку кредо нашей академии это гармонизация отношений, наука-власть-бизнес, в условиях формирования гражданского общества. Здесь, если говорить уже о российском, как мы говорим, отношении к Арктике мы немножко переставляем акценты. Вот эта осеверение России в 21 веке и другие факторы определяют наше отношение, в первую очередь, с точки зрения человека, c точки зрения, какие условия. Я ниже скажу, рассматривая военный фактор, потому что большинство у нас в академии военных людей. Это то, что битву за Арктику выиграет тот, кто обеспечивает лучшие условия жизни там. Никакими силовыми методами мы успехов в Арктике не добьемся: защиту интересов – да.

Выступающие говорили о том, что нам может быть вот здесь добавлен 1,2 млн. кВ. километров континентального шельфа. Одна только маленькая ремарка, ремарка в том, что эта не наша территория, это территория, в которой мы имеем преимущественные права разведки и добычи – всё. Поэтому наш народ, как мы говорим, не очень хорошо разбирается и просветительская работа здесь нами ведется очень настойчиво, поскольку действительно нужно понимать это, не наша эта территория. А еще надо подумать: чем разведывать, чем добывать сегодня и что там вообще есть. Поэтому уже в течение многих лет мы говорим об этом, но к этому надо подходить очень осторожно.

Я хотел только сказать о том, что мы, говоря о российском отношении к Арктике, иногда вот акценты так расставляем, что мы должны иметь территорию, мы должны там разрабатывать, а мы говорим по-другому, это миссия России. Арктика – это действительно для всего человечества, но роль России там совершенно другая, а самое главное, конечно, можно так образно сказать, это крест России, т.е. Россия имеет колоссальные обязанности. Я не буду перечислять в связи с какими геополитическими факторами, в том числе, когда мы говорим о североморском пути, то это не транспортная магистраль, а это фактически фундамент евразийского единства, духовное единство нашего народа России. Поэтому оценивать ее с точки зрения рентабельности, сколько там стоит тонна грузоперевозки и т.д., тоже не совсем правильно, нужно учитывать и другие геополитические факторы. Поэтому в течение многих лет мы говорили о том, что в России должна быть арктическая доктрина. Мы ее представляли правительству много раз и многие положения наши арктической доктрины нашли и в основах государственной политики, и в стратегии кроме одного, на наш взгляд, самого главного: там нет раздела «Арктическая организация государства», а без управления Арктикой устойчивое развитие совершенно бессмысленно, т.е. нужна совершенно иная структура – особое управление Арктической зоной Российской Федерации и должно быть управление Арктикой в глобальном масштабе. Как это на сегодняшний день может быть достигнуто? Может быть Арктический совет, учитывая то, что уже много наблюдателей, что он уже одно из решений нам известных, принял о поиске и спасания в ответственности государств приарктических тоже секретариальный принцип. Еще несколько таких обязательных исполнений всеми государствами-членами Арктического совета и не только членами и может быть Арктический совет будет одной из структур, которая будет действительной общей структурой управления в устойчивом развитии Арктике.

Мы уже в развитии этого формируем 10 пунктов по обеспечению комплексной безопасности в Арктике, а дальше я уже говорил, что у нас большой процент военных и вообще в Арктике военная часть или военный фактор занимает колоссальное значение всем здесь известное. Мы говорим о том, что ведение войны в Арктике вообще недопустимо особенно традиционными методами. Мы разрабатываем несколько направлений: это центрические воины, это использование не летального оружия и, естественно, роботизированные системы. Нашими учеными разработана методология оценки стратегической устойчивости государства России в Арктике и в целом она может быть применена для любого региона.

Что мы понимаем под Арктической организацией государства. Вот здесь изображена концепция или фактор определяющий концепцию формирования такой платформы Арктической организации государства.

Здесь немножко более конкретизирована, и у нас в Санкт-Петербурге в качестве одного из элемента, направленного на формирование платформы, создана при Морском совете Полярная комиссия, председателем которой является Артур Николаевич Чилингаров. Вот там мы уже сегодня предложили такой вариант Арктической организации государства, который наш губернатор доложил В.В.Путину. Мы считаем, что без такой организации управлять устойчивым развитием Арктике практически невозможно.

Нужна такая организация с созданием Центра управления Арктической зоны Российской Федерации. Вот здесь перечислены основные положения, которые характеризуют безальтернативность, как мы говорим, этого нашего проекта или нашего предложения. Я добавил бы только здесь еще два-три положения, но одно очень интересное. Контактируя с нашими китайскими коллегами, мы обратили внимание, они нас как экспертов используют, конечно, о том, что они идут именно по этому пути. У них уже в Пекине создано Управление по делам Арктики и Антарктики, они создают Арктическую организацию государства, а детали и ледоколы – это уже практическая реализация чисто технологическая. У нас в академии создан Центр Арктической геополитики безопасности, который как раз и формирует эти проблемы, решает и разрабатывает основную методологию, которую мы предлагаем на различных уровнях и вот сегодня говорим вам об этом.

В качестве одной из реализации мы предлагаем международный контекст реализации российских проектов. Один из проектов Сейсмозащита Якутии. Вы знаете, что очень сложная там сейсмоактивная зона, и мы хотим на уровне, Азербайджан имеет колоссальный опыт, Санкт-Петербург, Якутия уже, руководство КПРФ поддержало нас. Мы хотим этот проект продвигать и реализовать не только в Якутии, но и в других регионах, где проходит трасса.

И последнее слово об инвестициях. Вот здесь в перечнях вопросов, которые утверждены Евгением Максимовичем, говорится об инвестициях. Мы считаем, что должен быть создан Арктический банк. Мы говорили о том, что нужен Банк реконструкции и развития Арктики и только тогда инвестиции будут эффективными. Короче говоря, эти инвестиции могут действительно быть эффективно использованы подобно, когда мы говорили Банку реконструкции европейскому. Спасибо за внимание.

Сферы деятельности: Арктические территории и шельф, Глобализация, Наука, Устойчивое развитие
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты столиц стран: Китай - Пекин

Ньюсмейкер: Меркурий-клуб — 15 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
E-mail: leofond@mail.ru
Поделиться:
Ваше мнение
Изменились ли и как условия ведения бизнеса после отмены ограничений по коронавирусу?
 Ухудшаются
 Улучшаются
 Не меняются
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос