Американские ученые выяснили, что получение новой информации может расцениваться как вознаграждение — наряду, например, с едой. С помощью фМРТ-эксперимента они показали, что при получении новых сведений люди руководствуются теми же принципами, что и при получении другой награды, и активируются те же участки головного мозга. Результаты исследования описаны в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает N+1.
Для эффективной жизни в обществе (и выживания вообще) очень важен процесс поиска информации: для того, чтобы начать работать, работу нужно найти, а проверив расписание поездов можно не прогадать с маршрутом. Другими словами, информация очень важна для поведения, ориентированного на определенную цель. При этом сам поиск каких-либо сведений может быть поведенческим действием сам по себе, а нахождение информации — его самоцелью, как, например, в процессе обучения (если обучение происходит для собственного удовольствия) или при чтении книг.
В этом смысле поиск информации может быть расценен как то, что активирует систему вознаграждения головного мозга (наряду с едой или сексом). У получения информации априори есть цель, которую необходимо выполнить — получение знаний для выполнения каких-либо действий или же удовлетворения собственной любознательности — и выполнение этой цели служит позитивным подкреплением, которого в определенный момент может стать недостаточно. В результате этого получение информации может быть использовано в качестве средства насыщения системы вознаграждения и даже перейти в зависимость — точно так же, как это происходит с едой при переедании.
При этом у системы вознаграждения, разумеется, есть свои нейробиологические основы, и до сих пор не до конца ясно, можно ли отнести их и к процессу получения информации. Выяснить это решили Кенджи Кабаяши (Kenji Kabayashi) и Минг Хсу (Ming Hsu) из Калифорнийского университета в Беркли. Для этого они провели фМРТ-эксперимент, в ходе которого участникам необходимо было выбрать, принять или отвергнуть определенную денежную ставку. Участникам показывали два исхода события — потеря и приобретение определенной суммы денег — и сообщали о том, что вероятность исхода обоих событий равна. После того, как выбор был сделан, участникам также предлагалось «купить» дополнительную информацию о точном распределении вероятностей при выборе того или иного события и давали возможность поменять свое решение. Информация могла быть субъективно важной или неважной: например, если потеря денег была не особо крупной, а стоимость информации превышала возможный выигрыш, запрашивать ее получение было неважным.
Ученые выяснили, что при выборе получать или не получать информацию участниками руководит не только то, насколько выгодно было бы купить дополнительную информацию (то есть насколько выгодным было бы ее приобретение для получения наибольшего вознаграждения), но также и то, насколько высокой ставки эта информация касалась, причем даже в том случае, если новая информация никак не влияла на решение. Другими словами, участники запрашивали дополнительную информацию не только для того, чтобы принять экономически выгодное решение, но и для того, чтобы убедиться в том, что точно принятое решение, которое касается большой суммы денег, для них субъективно верное.
Что касается активности мозга, то ученые обнаружили, что при принятии решения о получении информации активируются те же участки мозга, которые участвуют в процессе получения вознаграждения, — полосатое тело и вентромедиальная часть префронтальной коры.
Авторы работы пришли к выводу о том, что, с одной стороны, стремление к получению информации регулируется как объективной, так и субъективной ее ценностью и может быть использовано как самоцель даже в отсутствии значимости для достижения другой цели, а, с другой стороны, активирует те же отделы мозга, что и получение еды или денежного вознаграждения. Это говорит о том, что информацию можно воспринимать как полноценный стимул системы вознаграждения головного мозга.
По тому, как головной мозг реагирует на получение возможного вознаграждения, можно определить риск развития определенных психических заболеваний. Например, недавно бразильским ученым удалось по тому, как воспринимается награда, выявить симптомы, характерные для биполярного расстройства.
Елизавета Ивтушок.