22.10.2019 15:15
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 4397; сегодня: 1.

Секрет успеха одного из авторов «Учебника XXI века»

Обществознание в школах изучается с 6 класса. Этот предмет помогает детям разобраться в себе, в отношениях с друзьями и близкими, нормах поведения, своём месте в мире, и главное — в какой стране мы живём и что можем сделать для процветания нашей Родины. В учебниках по обществознанию для 9 и 11 классов (издательства «Русское слово»), под редакцией В.А. Никонова, которые в этом году завоевали национальную премию «Книга года», большое внимание уделяется экономике. Школьники узнают, что такое экономическая система и экономическая деятельность, как человек может обеспечить себе и другим достойное существование, раскрыть свои таланты и способности, действуя в этой сфере жизни общества. За экономический блок в учебниках по обществознанию отвечала один из авторов и ответственный редактор всей линейки учебников — Марианна Кудина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.

Обществознание в школе — насколько это необходимый предмет?

Марианна Кудина: Сегодня, в эпоху четвёртой промышленной революции, когда весь мир переходит на новую ступень развития, получают распространение новые технологии, растёт спрос на образование, подготовку специалистов в новых областях знаний, это крайне необходимый предмет. Как известно, все науки можно разделить на гуманитарные (общественные) и технические. Сейчас мы наблюдаем востребованность специалистов смежных профессий, обладающих как знаниями как в области высоких технологий, так и знаниями о человеке, об обществе, например, для создания искусственного интеллекта. В то же время, растёт спрос на специалистов творческих профессий, обладающих способностью создавать что-то новое, предлагать интересные идеи. На мой взгляд, управлять этими процессами должны люди, которые разбираются в проблемах и задачах развития общества. Такое понимание может дать только обществознание, причём начиная со школьной скамьи, когда дети впитывают в себя всё, что их окружает. Школьникам важно не просто понять своё место в жизни, но и увидеть, какой вклад они могут внести в развитие своей страны, общества в целом. И делать это они смогут только на основе высоких моральных принципов, пропитанных чувством патриотизма. Обо всём этом наш учебник по обществознанию — что такое современный мир, как он развивается, какое место в нём занимает человек, что он может сделать для развития общества.

Можно ли урок обществознания назвать школой жизни? Ведь начинается он с личности, с добра и зла, а продолжается экономикой, ступенями власти…

Марианна Кудина: Конечно, первые темы уроков по обществознанию — это понятия добра и зла, загадка человека и нравственный выбор... Важные понятия, новые знания помогают понять, что происходит в разных сферах жизни общества. Учебник по обществознанию уникален тем, что авторский коллектив — это профессора, преподаватели разных специальностей. Каждый блок писал специалист в своей области. Но все были объединены одним подходом к воспитанию, образованию, обучению детей. Мы пытались сочетать общий подход, единый дух и методологию и в то же время использовать глубокие знания, которые есть у каждого преподавателя с большим стажем.

Почему вы выбрали экономику профессией?

Марианна Кудина: В 17 лет выбрать экономику в качестве специальности было трудно. Поделюсь небольшим секретом — я окончила с золотой медалью математическую школу. Но решила, что идти на мехмат для девочки — это как-то суховато. Выбирала специальность, связанную с изучением общества и в то же время в освоении которой могли бы пригодиться мои математические способности. Так и получилось, что это экономика. Я поступила на экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Красный диплом и кандидатская диссертация позволили мне начать читать лекции, кстати, первые мои студенты были именно мехматовцы. Работа с умными, талантливыми людьми, общение с профессорами и студентами открыли для меня мир творчества и науки. Оказалось, что преподавание – это мое, то, что приносит радость и вдохновение. И больше из университета я не уходила. Только разрабатывая бизнес-проекты, чтобы проверить свои знания и опробовать их на практике в реальной жизни.

В чём Ваш секрет успеха?

Марианна Кудина: Сейчас часто упоминается такое словосочетание — «непрерывное образование». Так получилось, что я участвовала и руководила проектами по подготовке и переподготовке управленческих кадров, таких, как, например, федеральная программа подготовки и переподготовки резерва управленческих кадров. Моими слушателями были взрослые люди, профессионалы высокого уровня. Но о концепции непрерывного образования нужно рассказывать уже с детства. У меня два внука, и они часто спрашивают, что нового в университете, над чем я сейчас работаю. Когда я рассказала им о том, что мне поручили руководить творческим коллективом авторов линейки учебников по обществознанию и быть его редактором, они спросили, а будут ли в учебниках эпиграфы. Так у нас появились рубрики «Мысли великих людей» и «О чём говорят современники». А наш научный руководитель — Вячеслав Никонов, посоветовал, чтобы это были высказывания в первую очередь великих российских деятелей. Как вы видите, если ты увлечён новыми интересными идеями, подсказки приходят каждый день со всех сторон. Главное — их увидеть и услышать. А мой секрет успеха — любить жизнь, любить дело, которым ты занимаешься, людей, которые тебя окружают. И не терять интереса ко всему, что ты делаешь. Например, написать учебник по обществознанию для школьников было очень сложной задачей для профессионалов высокого уровня, обладающих глубокими научными знаниями. Мы привыкли писать серьёзные научные труды научным языком, а здесь надо было донести свои знания до 12–16–летних детей и подростков, да так, чтобы это могло их увлечь. Но когда мы начали этим заниматься, поняли, что это интересно. Когда становится интересно, находятся единомышленники, собирается команда, появляется вдохновение, получается действительно что-то хорошее.

Какое ваше любимое высказывание?

Марианна Кудина: «Делай, что должно, и будь, что будет» и, конечно, «Верь в себя». Это, возможно, звучит не совсем вдохновляюще. Но мне помогает в трудной ситуации. И если делать с удовольствием, с радостью, с ощущением, что это кому-то нужно, тогда всё обязательно получится. Забываешь про какие-то препятствия. Просто делаешь то, что ты должен, что ты можешь, что считаешь важным. И все преграды преодолеваются, и находятся единомышленники. А это очень важно, чтобы люди поверили в идею, поверили в тебя и пошли за тобой, чтобы всей командой сделать что-то стоящее.


Ньюсмейкер: Издательство "Русское слово" — 129 публикаций
Поделиться:

Интересно:

"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
24.03.2025 18:25 Аналитика
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества. В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого. Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов. В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз...
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...