Температура воздуха: -23° С.
Лёд: 10 баллов, однолетний средний.
Зачастую за уникальными научными данными стоит тяжёлый и изматывающий труд. Полёты на удаленные океанологические станции – хороший пример. Всё начинается с погрузки в вертолёт оборудования общим весом более 200 кг. Затем полуторачасовой перелёт, поиск оптимального места для посадки вертолёта, замеры толщины льда под работающими винтами. За всё это отвечает Андрей Тюряков, ледовый разведчик с многолетним стажем: «Мы ограничены по времени, поэтому крайне важно оперативно найти место, подходящее как для посадки вертолёта на лёд, так и для выполнения океанографической станции. Идеальные условия – когда есть ровная, достаточно толстая льдина рядом с разводьем, но такое бывает крайне редко». Такие условия удовлетворяют требованиям и экипажа воздушного судна, и океанологов, которым в таком случае нет необходимости бурить майну.
После выбора оптимального места к работе приступают океанологи. Специалисты разбуривают майну и погружают в неё CTD-зонд. «В зависимости от глубины мы используем либо ручной, либо механический электронный привод», – комментирует инженер-океанолог Виктор Меркулов. – «Слаженная работа, когда каждый знает, что делать, существенно ускоряет процесс. Как правило, мы успеваем выполнить работу с 9 до 15 часов, но, бывает, задерживаемся и возвращаемся на судно только к ужину».
За последние десять лет подобный комплекс океанографических работ выполняется впервые. По этому региону накоплено много данных для периода август-сентябрь, но провести измерения в весеннее время удалось только сейчас – в рамках нашего рейса. «Уже сделано более 15 станций, и ещё много предстоит сделать. Полученные результаты позволят нам оценить пространственное распределение различных водных масс, их температуру и солёность на значительной по площади территории», – рассказывает начальник океанографического отряда Кирилл Фильчук.
По возвращении на судно работа океанологов не заканчивается. Впереди – камеральная обработка полученных данных. Проанализировав данные с 15-ти удалённых океанологических станций, учёные наконец получили наглядное подтверждение существования более тёплых и солёных вод Атлантики далеко за 80° с.ш. Арктического бассейна.
Дневники рейса ведёт Сергей Пряхин, научный сотрудник отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ.
Головная организация по проекту – Государственный научный центр Российской Федерации Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета.
Научный руководитель экспедиции – Фролов Иван Евгеньевич.