Сегодня, 12 февраля, в мире отмечают Международный день науки и гуманизма в честь дня рождения яркого представителя 19 века, знаменитого английского ученого-натуралиста Чарльза Дарвина. Именно в этот день 1809 года родился основоположник теории эволюции.
Несмотря на то, что теория считается общепринятой в научном мире, идеи дарвинизма постоянно критикуются обществом. Почему люди охотнее верят в религиозную гипотезу происхождения человека или концепцию инопланетного вмешательства, рассказали ученые Пермского Политеха.
— Учение Дарвина утверждает, что человек — неотъемлемая часть природы и, по сути, является социальным животным, которое произошло от нашего общего с приматами предка. Разумеется, такое утверждение чисто психологически принять не просто, так как человеческая культура традиционно отделяет человека от других животных. Поэтому даже без всякого религиозного самосознания по инерции человеку трудно согласиться с утверждением теории Дарвина. Разумеется, если человек верит в Бога, то он неизбежно является сторонником креационизма, который подразумевает божественный акт творения при возникновении человека. Мысль о том, что человек является продуктом божественного творения и плоть от плоти Бога, очень комфортна и повышает чувство собственной значимости, — отмечает заведующий кафедрой прикладной физики, доктор физмат наук Дмитрий Брацун.
По мнению ученого, число россиян, отрицающих теорию Дарвина, растет и будет расти вместе с ренессансом самой религии, которая в советское время была под прессингом властей. Одновременно это объясняется падением престижа науки, который также наблюдается в России после 1992 года. По словам Дмитрия Брацуна, общество никогда не станет атеистическим: "Сама религия является неотъемлемой и неустранимой частью человеческой культуры. В каком-то смысле принятие теории Дарвина — для сильных людей, которые понимают, что человек лишь животное и после смерти для конкретного существа всё необратимо заканчивается. В результате в любые времена и любую эпоху будут сторонники и противника теории Дарвина. Надо просто это принять как факт".
Доцент кафедры философии и права ПНИПУ Наталья Столбова согласна с ученым. Чтобы принять теорию Дарвина, нужно преодолеть себя: "Религия предлагает человеку ответы на смысложизненные вопросы, предлагает людям уже готовый «мировоззренческий продукт», если можно так сказать. Поэтому люди предпочитают верить — это комфортная позиция и определенный уход от ответственности. А научные концепции выводят человека в зону сомнения, критического мышления, и даже заброшенности в этом мире. Коперник вывел человека за пределы гармонии космоса, а Дарвин уравнял человека с животными, лишив тем самым эксклюзивной связи с Богом в качестве образа и подобия".
По мнению философа, есть еще одна причина, почему теория Дарвина может не приниматься современниками: "Наука основана на рациональном мышлении, а современная технонаука — еще и на огромном технологическом комплексе, внутри которого осуществляются современные эксперименты. Человек же в повседневной жизни опирается на свой непосредственный чувственный опыт. Если я вижу каждый день, что солнце всходит и заходит, то мне намного легче поверить в то, что Солнце крутится вокруг Земли, а не наоборот. Наука выходит за пределы человеческой чувственности, но реализация этого выхода требует особых длительных и оснащенных технически процедур. Поэтому вопрос принятия научных теорий — это еще и вопрос социального доверия".
Заведующий кафедрой Пермского Политеха отметил, что теория Дарвина вполне может пересматриваться, модифицироваться и уточнятся. Более того, общество уже на данном этапе имеет дело не с той теорией, которая была предложена натуралистом. В начале 20 века с открытием генетики стало понятно, что опыт адаптации конкретных организмов к среде не закрепляется в поколении (как это предполагал Дарвин). Эволюция работает несколько по-другому.
— Геномы организмов всё время претерпевают мутации, рождаются все новые и новые слегка модифицированные виды, среди которых выживают только более приспособленные. Генетика заставила сильно пересмотреть теорию Дарвина в рамках научной парадигмы. Вероятно, это будет продолжаться и дальше. Теория Дарвина — не догма, она будет уточняться. Тем не менее, её базовое положение о непрерывности изменяемых форм в ходе эволюции надежно доказана, многие промежуточные формы живых существ обнаружены и описаны.