В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете разработали новый амортизатор, который позволит усовершенствовать ходовую часть машин в условиях сложной дороги и повысить безопасность дорожного движения.
Над изобретением работали профессор кафедры наземных транспортно-технологических машин СПбГАСУ, д. т. н. Сергей Репин, аспирант кафедры наземных транспортно-технологических машин Александр Войтко и студенты V курса специальности НТТС Полина Васильева и Роман Букиров.
Новый амортизатор будет выполнять сразу три функции: функцию собственно амортизатора, которая состоит в демпфировании (гашении) колебаний после наезда колеса на препятствие; функцию упругого элемента, который гасит динамическую нагрузку при наезде на препятствие. Выполнение третьей функции станет возможным благодаря пневмокамере, которая сообщит подвеске дополнительные возможности – такие, как увеличение клиренса и регулирование жесткости. Амортизатор обеспечит оптимальные значения параметров жесткости и демпфирования в зависимости от величины неровностей дороги и от нагрузки на транспортное средство.
В ходе работы применялись методы математического моделирования. Авторы создали несколько математических моделей, описывающих работу амортизатора, а также выполнили численное моделирование в математической среде Mathcad. Основываясь на выполненных расчетах, изобретатели пришли к выводу, что при изменении параметров амортизатора можно получать требуемые характеристики плавности хода транспортного средства для дорог с различными характеристиками.
На программы для ЭВМ по расчету характеристик и параметров амортизатора новой конструкции получено несколько свидетельств РФ. В программах для ЭВМ изложены расчеты упругости амортизатора, даны характеристики демпфирующих элементов и изложен суммарный расчет с помощью решения дифференциальных уравнений.
В настоящий момент изобретение проходит апробацию на петербургском заводе Plaza. Создан опытный образец конструкции, проведены стендовые испытания.