В День российской науки мы встретились с молодым ученым, доцентом кафедры отечественной истории ОмГПУ Антоном Александровичем Стегнюшиным и поговорили о его научном пути, преподавательской работе в родном университете и о том, почему сегодня стоит молодым людям идти в науку.
– Что Вас побудило заниматься наукой?
– Наука интересовала меня и в школе, и во время обучения на бакалавриате. Появились первые статьи, и это вызвало дополнительный интерес. В магистратуре мы выиграли вузовский грант на проведение исследования, благодаря чему смогли поработать в архивах Москвы. Когда прикасаешься к неопубликованным источникам, чувствуешь атмосферу и энергетику архива, начинаешь ощущать, что подразумевает под собой работа исследователя-историка. В результате получилось весомое магистерское исследование, которое я решил продолжить. Позже я провел еще много часов в этих архивах, но первый опыт был самым интересным. В этот момент я решил, что это мое дело.
– Расскажите о Вашем пути в науку. Где Вы учились, где защищались?
– Я выпускник факультета истории, философии и права ОмГПУ: бакалавриат, магистратура, а затем и аспирантура. С началом обучения в аспирантуре я стал работать ассистентом кафедры отечественной истории. Это отличная возможность заниматься исследованием и получать первые навыки преподавательской деятельности. Защита кандидатской диссертации состоялась в совете по защите кандидатских и докторских диссертаций, созданном на базе ОмГПУ, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и НГПУ.
– Кого Вы считаете своими учителями? Кто на Вас особенно повлиял в профессиональном плане?
– На формирование моих исследовательских навыков и навыков создания научных текстов повлиял мой первый научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Татьяна Анатольевна Сабурова. С ней я работал над бакалаврской и магистерской, под ее научным руководством начинал и работу над кандидатской. Татьяна Анатольевна продолжила свою преподавательскую деятельность в одном из зарубежных университетов, и возможности плотно общаться у нас не стало. До логического завершения работу мне помогал довести доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ОмГПУ Михаил Константинович Чуркин. Но круг людей, которых я могу назвать своими учителями, не ограничивается научными руководителями. Безусловно, это люди, которые помогли мне найти путь в науку и преподавание, это замечательные преподаватели нашей кафедры – Евгения Юрьевна Навойчик, Елена Викторовна Черненко, Иван Иванович Кротт. Отдельно хотел бы вспомнить Виктора Николаевича Худякова, который возглавлял факультет, когда я делал первые шаги в качестве сотрудника кафедры. Думаю, что его своим учителем может назвать каждый выпускник истфака.
– Как сегодня у молодого поколения сформировать положительный образ науки?
– Не могу сказать, что сегодня у науки отрицательный образ. К ученым относятся с большим уважением, но вот идти в науку получается не у всех, даже из тех, кто этого хочет. Скорее, здесь стоит говорить о положительном образе молодого ученого. Период с момента поступления в аспирантуру и до защиты диссертации самый сложный. Тут нужна реальная поддержка во всем: финансовая, бытовая, научная и многие другие. Такую поддержку мне оказал родной факультет, мне невероятно повезло. Большинство же молодых ученых вынуждены совмещать попытки проводить качественные исследования и попытки реализовать себя в смежных профессиях.
– Кому сегодня стоит идти в науку?
– Тому, кто готов к саморазвитию. Тому, кто понимает, что качественное исследование порождает множество новых вопросов, которые нужно постоянно решать.
– На Ваш взгляд, что нужно сейчас российской исторической науке?
– История постоянно подсказывает, что сила государства заключается в науке. Но мы об этом вспоминаем в период серьезных кризисов. Пандемия, к примеру, очередной урок. И вопрос не только и не столько в достойном финансировании, сколько в организации стабильного позитивного динамичного развития науки во всех направлениях.
– Какова сфера Ваших научных интересов? Какие дисциплины Вы преподаете?
– Сфера моих научных интересов – история меньшевизма, история Учредительного собрания, кризис, связанный с революционными процессами в России в начале XX века, во всех его проявлениях. Интересуют и проблемы современного процесса преподавания истории в школе. Сейчас основная дисциплина, которую я преподаю, – это методика обучения истории. Кроме того, я преподаю отдельные курсы: «Россия в современном мире» и «История государства и права России».
– Как Вы выстраиваете свои занятия со студентами?
– Занятия со студентами стараюсь выстраивать в интерактивной форме. Лекции предполагают активное участие студентов и живое общение. Практические занятия выстраиваю через понимание того, что наши студенты будущие учителя истории и обществознания. Студентам важно усвоить интересные и эффективные методы работы, которые потом они смогут применять в своей профессиональной деятельности.
– Планируете ли продолжить свое обучение? Видите себя в науке в будущем?
– У преподавателя и исследователя нет выбора продолжать обучение или нет. Ты всегда находишься в процессе обучения. В науке я себя вижу, единственная проблема – определиться в какой именно науке и в какой области интересов. Но продолжать обучение и исследование, конечно, входит в мои планы.
– Какие перспективы перед Вами открылись после того, как вы стали кандидатом наук?
– Как говорится, с получением степени кандидата наук начинается настоящая наука. Безусловно, с одной стороны, важен процесс получения степени: проведение исследования, написание текста, защита, оформление бумаг, ожидание. Все это формирует новые и важные качества. Степень кандидата наук позволяет претендовать на должность доцента, что открывает новые возможности для развития и самореализации.
– Какие преимущества у Вас будут, если продолжите путь в науке?
– Самое важное для меня – возможность самореализации, ведь она будет постоянно расти по мере продвижения в науке. Финансовый вопрос никто не отменял: продолжение пути в науке подразумевает и ощутимую прибавку к заработной плате. Востребованность – еще одно важное преимущество, ведь для того чтобы оставаться важной частью университета, о тебе должны знать как об ученом. Чем крепче стоишь на ногах в науке, тем увереннее чувствуешь себя как преподаватель.