2 апреля в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова в рамках семинара НИУ ВШЭ прошла лекция российского педагога, научного руководителя Института образования Исака Фрумина об основных тенденциях и вызовах государственной политики в области высшего образования.
Приветствуя участников семинара, Исаак Давидович отметил, что КБГУ произвел на него очень хорошее впечатление:
"Мы оцениваем возможности участия КБГУ в федеральной программе «Приоритет 2030» как реальные. Здесь очень важен не только потенциал университета, который очень интересный с нашей точки зрения, имеет уникальные точки роста, но и внимание регионального руководства и бизнеса к развитию университета".
В своей лекции заслуженный профессор сказал, что высшее образование движется в сторону массового высшего образования, когда оно связывается не с профессией, а с типом жизни.
"Высшее образование даёт человеку не только профессию, но и понимание качества жизни, заботы о здоровье, воспитания детей. Я уверен, что высшее образование будет все более массовым, а с точки зрения профессии человек будет добирать знания в своей компетенции, это случится не в ближайшие годы, но к этому все идет", – считает Исак Фрумин.
По мнению эксперта, в системе высшего образования в России сейчас недостает участия университетов в градообразовании, развитии городов и регионов, экспорт образования и импорт молодых профессионалов практически отсутствует. Формирование национальной элиты в основном происходит не за счет ведущих исследовательских университетов и не связано с социальным перемешиванием.
Российская система третичного образования (СПО+ВО) – одна из самых больших в мире. Однако постепенно теряет лидирующие позиции по охвату населения третичным образованием. Тем не менее граждане не поменяли тенденцию на рост желаемого для детей и внуков уровня образования. При этом резко сократилась ориентация на «любой» вуз.
К вызовам высшего образования в России на сегодняшний день относится: отставание от рынка труда, негибкость (многие выпускники не работают по специальности); обособленное неэффективное СПО (СПО сохраняется как четко обособленная, предшествующая ВО ступень); наименее обеспеченные семьи вынуждены платить за высшее образование; недофинансирование вузов и вызовы качества.
Исак Фрумин также ознакомил аудиторию с усиливающимися глобальными тенденциями развития высшего образования. В их число входит появление новых провайдеров коротких образовательных программ. Одним из трендов современного высшего образования является так называемая «распаковка» ранее устойчивых программ на микромодули, созданные и поддерживаемые не только ресурсами университета и для разных аудиторий. С другой стороны, университет обладает технологией сборки и индивидуализации программ, создает развивающую среду для обучения и общения.
Завершая свое выступление, представитель ВШЭ прокомментировал актуальные программы фронтальной стратегии «Национальная инновационная система»: «Приоритет–2030», «Глобальная конкуренция за таланты», «Платформа технологического университетского предпринимательства», «Новое инженерное образование», «Делаем науку в России».
В рамках семинара около сотни сотрудников КБГУ получили удостоверения о повышении квалификации по программе НИУ ВШЭ «Управление вузом в условиях реализации национальных целей Российской Федерации».