Накануне в Горьковском районе Омской области завершились археологические раскопки кургана Новопокровка-16, относящегося к саргатской культуре эпохи раннего железного века. Погребальные памятники являются одним из наиболее информативных видов археологических источников при изучении особенностей культурно-исторических процессов. О первых итогах рассказал директор музея археологии и этнографии ОмГПУ Максим Александрович Грачев.
Самое большое наше достижение – возобновление полномасштабных раскопочных работ сотрудниками Омского государственного педагогического университета. По стечению обстоятельств с 2012 года у нас не было дальних самостоятельных выездов, когда бы сотрудники университета проводили раскопки. Спустя почти 10 лет нам удалось в составе серьезной научной коллаборации восстановить такие работы. Мы смогли найти партнеров высокого уровня для проведения совместных исследований: Институт истории и археологии УРО РАН, Институт проблем освоения Севера СО РАН, научно-исследовательский институт и музей антропологии имени Д.Н. Анучина в МГУ.Научно-исследовательские работы на кургане Новопокровка-16 были заявлены как междисциплинарные. В итоге получилось провести целый цикл научно-исследовательских мероприятий, в которых археологическая часть является важнейшей, но не единственной. Работа антрополога на месте раскопок позволила оперативно делать научные выводы, которые ранее на раскопе мы, конечно, делать не могли. К примеру, так мы сразу определили, что курган мог использоваться как родовой склеп или как место упокоения людей, связанных социальным родством. Также антрополог прямо в поле смог отметить патологии на костях и установить возраст. Этот опыт для нас уникальный. Кроме антрополога на раскопе работал и палеопочвовед, который отобрал образцы почв, пробы на пыльцу древних растений, на паразитов и взял колонку грунта из кургана для дальнейших исследований.
Курган Новопокровка-16 оказался достаточно сильно разграбленным. Для курганов раннего железного века это рядовая история. Как следствие, возникла идея написать отдельную публикацию о научном потенциале подобных, разрушенных в ходе ограблений курганов. Даже если в захоронении почти нет вещей, информация есть всегда. К примеру, мы проследили архитектуру кургана, расчистили ров вокруг захоронения и зафиксировали две перемычки для входа и выхода. Также мы увидели следы орудий, которыми копалась яма. Так, на первый план выходит реконструкция процессов: как копалась яма? когда был забой скота, останки которого были найдены? в какое время был захоронен человек? Получаются большие интересные информационные цепочки, которые обычно заслоняются яркими находками. Эту тему мы планируем развить.Могильная яма оказалась довольно большой. По дну – примерно 2 на 3 метра. В могиле на дне был захоронен один человек, его кости были перемешаны грабителями и выкинуты наверх. В кургане, предполагаем, было еще одно захоронение в верхней части. На дне могилы были найдены бусы из стеклянной пасты и фрагменты железных предметов. Железные фрагменты очень раздроблены, но мы предполагаем, что среди них есть наконечник копья, так как просматриваются остатки крупной втулки. Также по разрезу было установлено, что курган грабили минимум дважды. Возраст кургана не менее 2300 лет.Мы заполнили еще одну лакуну на археологической карте Омской области. Раскопки в Горьковском районе проводились и около Богданово, и около Ново-Оболони, а под Новопокровкой они прошли впервые. Проведенные исследования помогут более ярко, зримо и осязаемо представить саргатскую археологическую культуру.Важно, что археологические исследования вызвали интерес у студентов ОмГПУ. Несколько человек захотели остаться на раскопе после практики. Это говорит о том, что процесс археологического поиска стал важной целью для студентов.
Археологические исследования в Горьковском районе продолжатся в следующем сезоне. Ученые, которые работали на раскопках, заинтересованы в дальнейшей работе на этой территории. Место раскопа оказалось интересным и для антропологов, и для палеопочвоведов, и для археологов.
Добавим, что саргатская археологическая культура существовала до III-IV века н. э. в Зауралье и Западной Сибири, вдоль Иртыша, Ишима, Тобола, Оми и в низовьях Исети.