Нейропсихолог Алена Ванченко и актриса Варвара Шмыкова провели психологический эксперимент. Компания Honor с помощью нейрошлема Emotiv Epoc X попыталась понять, возможно ли искусственно вызвать реальные эмоции или их можно прожить только по-настоящему.
В основе наших эмоций и чувств лежит работа нейронов мозга. Они вырабатывают электрические импульсы, которые образуют волны разной частоты. Альфа-, бета-, тета- и дельта-ритмы проявляются в расслабленном, свободном от сильных эмоций состоянии — это могут быть разные фазы сна, медитация или кома. В бодрствовании мозг настроен на бета-ритм. Бета-волны отвечают за умственную активность, проживание тревоги и сильных чувств.
По условиям эксперимента на голову актрисе надели нейрошлем Emotiv Epoc X. Он способен регистрировать электрические сигналы мозга человека. Мозговые волны считываются с помощью 14 электродов, поверхность которых дополнена экологичным гальваническим покрытием. Шлем может считывать 4 состояния сознания, 13 мозговых сигналов, фиксировать выражения лица, движения головы и глубину сна. А все считываемое датчиками легко выводится на компьютер в формате кода, после чего записывается как отдельный файл. Именно этот файл и видели зрители и организаторы эксперимента.
На первом этапе Варваре было предложено сыграть три эмоции известных героев. Сначала актриса воспроизвела отрывки из произведений Островского, Толстого и Гоголя, оживая вместе с героями ― любопытной Варварой из «Грозы», испуганной Анной из «Анны Карениной» и восторженной Агафьей Тихоновной из «Женитьбы».
На втором этапе эксперимента нейропсихолог Алена Ванченко попыталась смоделировать ситуации, которые были бы важны лично для актрисы. Сперва ей показали фото из её детства.
Затем - резкий звук хлопушки, вызывающий испуг, а после организаторы подарили ей новый смартфон, пытаясь обрадовать актрису.
Интерес, страх, восторг – все это зафиксировалось с помощью нейрошлема более отчетливо, чем при актерской игре, несмотря на то, что в каждом отыгранном этюде Варвара искренне старалась прочувствовать своих героинь. Ситуации, которые касались ее самой, всё-таки, отзывались гораздо сильнее.
«Когда вам сделали сюрприз, ваш мозг удивился и изумился. Вам стало приятно и радостно. Пошла химическая реакция в организме, и мы видим это по данным, передающимся нейрошлемом. Эти чувства в разы сильнее тех, которые вы пережили, играя роль», – подвела итог эксперимента Алена Ванченко.
Ее оценка реакции головного мозга полностью совпала с ощущениями, которые испытала актриса.
«Результат эксперимента очевиден: настоящие эмоции невозможно сыграть, — отмечает Варвара Шмыкова. — Как актриса, я глубоко проживаю каждую свою роль и часто испытываю сильные эмоции, которыми наделена моя героиня. Но это несравнимо с тем, что чувствуешь, когда по-настоящему удивлен, восхищен или испуган. Реальные эмоции трогают и захватывают тебя полностью. Было бы здорово иметь возможность запоминать их на всю жизнь, чтобы в будущем вновь прочувствовать».
Таким образом, компания Honor провела крайне любопытный эксперимент по сравнению реальных чувств и эмоций с наигранными актерскими. Нейрошлем же привлеченный к эксперименту явно заслуживает внимания не меньше самого происходящего: в максимально удобном формате и максимально полно он отобразил все реакции, происходящие в мозгу Варвары.
А подарком, так обрадовавшим Варвару, стал новый смартфон Honor 50, с помощью которого поставить эмоции на повтор может каждый из нас.
О бренде Honor.
Основанный в 2013 году, Honor является ведущим мировым поставщиком интеллектуальных устройств. Мы стремимся стать глобальным культовым технологическим брендом и обеспечить умную жизнь во всех сценариях, каналах и для всех людей. Стратегически ориентируясь на инновации, качество и сервис, Honor занимается разработкой технологий, которые позволяют людям по всему миру выходить за рамки своих научно-исследовательских возможностей и перспективных технологий, а также создавать новый интеллектуальный мир для всех с помощью своего портфеля инновационных продуктов. В 2020 году в России Honor стал лучшим растущим продуктовым брендом международной премии Best Brands 2020, основанной на исследованиях отношения потребителей на базе данных международной исследовательской компании GfK.