По данным Росстата, в России последние пять лет увеличивается количество детей-инвалидов. Сегодня 2% детского населения имеют те или иные нарушения развития, чаще всего встречаются психические и поведенческие расстройства — почти в 30% случаев. В Алтайском крае поживает более двух тысяч детей с ОВЗ дошкольного возраста. Именно на них направлен проект ученых АлтГУ.
«Количество детей с ОВЗ подтверждает важность внедрения в дошкольные учреждения компенсирующей направленности диагностических и коррекционных программ, способствующих социально-когнитивному развитию ребёнка. Дети с ОВЗ часто имеют дефицит совместного внимания и испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми, в речи, понимании слов, обработке и использовании информации. Эти проблемы могут накладываться на дополнительные области развития, но раннее вмешательство (до возраста 5 лет) может быть весьма успешным для значительного улучшения, а в некоторых случаях даже устранения этих проблем», — рассказала руководитель проекта, доцент кафедры общей и прикладной психологии Яна Смирнова.
У проекта уже имеется большой задел. Разработаны собственные методики по развитию детей с ОВЗ, коррекции их поведения, внимания, памяти и мышления и профилактике возможных ухудшений состояния. Эти методики внедряются на площадках учреждений-партнеров. Например, в Валеологическом центре, который с 2015 года является базовой кафедрой, где магистранты отрабатывают эти технологии, помогая конкретным детям и консультируя родителей. Также магистранты работают в барнаульских детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой речевого и психического развития. Кроме того, партнерами проекта являются Краевой психоневрологический детский санаторий, Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей, нейро-психологическй центр «Разум».
«В процессе реализации проекта мы планируем продолжить исследования, отобразить логику функционирования совместного внимания в процессе профилактики, коррекции и обучения у детей с ОВЗ. Сравнительный анализ контрастных групп позволит выделить примеры компенсации дефицита совместного внимания. Решение данной проблемы позволит выявить пути, средства и способы компенсации нарушений в развитии у детей с ОВЗ, разработать „обходные пути“ профилактики, коррекции, обучения и организации образовательной среды в соответствии с возможностям ребенка и разработать здоровьесберегающие технологии для внедрения в детские оздоровительно-образовательные учреждения и лечебно-оздоровительные учреждения санаторного типа Алтайского региона», — отметила Яна Смирнова.
Авторы проекта планируют создать электронную базу данных по результатам научно-исследовательских работ. Кроме того, в рамках проекта предполагается реализация программы ДПО для магистрантов и специалистов-практиков по работе с детьми с ОВЗ.