28.07.2023 15:57
Консультации.
Просмотров всего: 4555; сегодня: 2.

Учитель-дефектолог: кто он, какой он?

Учитель-дефектолог: кто он, какой он?

Несколько лет назад одна из школ города Москвы проводила свое традиционное мероприятие «День науки». Меня пригласили выступить перед обучающимися старших классов и рассказать, что является предметом науки дефектологии. 

В начале нашей беседы я поинтересовалась у школьников, знают ли они, чем занимается учитель-дефектолог. Была приятно удивлена, когда в аудитории поднялось довольно много рук. Как же ответили на мой вопрос подростки? Позволю себе привести несколько выдержек из их ответов: «это учитель, который учит детей-инвалидов», «он проводит занятия с младшеклассниками, кто не очень хорошо понимает учебный материал», «работает в детском саду и в школе», «в нашей школе учатся особенные дети, он помогает им осваивать программу», «моя сестра плохо видит, с ней учитель-дефектолог занимается в детском саду».

Так кто же такой учитель-дефектолог? С кем и какие занятия проводит? Где он работает? Что он должен уметь и как им можно стать? Давайте попробуем сегодня хотя бы кратко ответить на эти вопросы.

Учитель-дефектолог – это педагогический работник, который обеспечивает организацию деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью. Эта деятельность должна быть направлена на овладение обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы. Поэтому в функции учителя дефектолога входит развитие и формирование личности детей и подростков, предупреждение, коррекция и компенсация нарушений развития обучающихся, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей с ОВЗ. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании специальных условий для получения образования, и именно дефектолог является тем специалистом, который знает какие условия нужны для успешного освоения учебной программы ребенку с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  В полном объеме трудовые функции этого специалиста приводятся в стандарте профессиональной деятельности учителя-дефектолога, опубликованном в марте 2023 года, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Дефектология как наука занимается не только теорией, изучающей особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разработкой и внедрением эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Учитель-дефектолог может иметь разную специализацию: так, учитель-дефектолог, который работает с детьми и подростками с нарушениями зрения, называется тифлопедагогом, с глухими или слабослышащими работает сурдопедагог, а олигофренопедагог проводит занятия, направленные на коррекцию и компенсацию развития детей дошкольного, школьного и подросткового возраста с задержкой психического развития, обучает детей с интеллектуальной недостаточностью.

Не один раз я интересовалась у своих коллег: что они считают важным в своей работе? Одни говорили о том, что нужно обладать высокой концентрацией внимания, ведь оно необходимо им в их профессиональной деятельности и в процессе проведения диагностических мероприятий, и для выявления изменений в развитии обучающихся, и для предупреждения нежелательного поведения у детей и подростков. На основе наблюдений и их грамотного анализа специалист может правильно и своевременно подобрать или самостоятельно разработать эффективную методику работы для конкретного ребенка, при необходимости скорректировать ее или изменить. Шел у нас разговор и о стрессоустойчивости, терпеливости, тактичности, которые безусловно необходимы специалистам, работающим с людьми, имеющими физические и психические отклонения. Некоторые коллеги отмечали, что учителю-дефектологу очень важно иметь грамотную речь, ведь она является образцом и примером для подражания обучающимся. Не забывали о коммуникабельности, ведь учителю-дефектологу в процессе своей деятельности необходимо общаться с детьми разного возраста, их родителями, с коллегами (воспитателями, учителями, тьюторами, педагогами-психологами и др.), которые занимаются с ребенком. Говорили и о знании и умении использования альтернативных средств коммуникации. Также практикующие учителя-дефектологи отмечали необходимость в постоянном расширении своего профессионального кругозора как посредством знакомства с материалами образовательных форумов, круглых столов, открытых педагогических советов, так и при прохождении курсов повышения квалификации, при чтении педагогической литературы, средств массовой информации, а также при общении со своими коллегами из других образовательных организаций, причем не только своего города, но и из других регионов.

Если вы думаете, что учитель-дефектолог может работать только в дошкольных образовательных учреждениях или специальных (коррекционных) школах, то вы глубоко заблуждаетесь. В настоящее время этот специалист необходим в государственных и частных образовательных организациях, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ, учреждениях системы профессионального образования, психолого-медико-педагогических комиссиях, центрах психолого-педагогической поддержки и развития, в организациях социальной защиты и медицины.

Подготовкой учителей-дефектологов в нашей стране занимаются высшие учебные заведения. По своей сути эта профессия находится на стыке сразу нескольких наук: педагогики, психологии, социологии, медицины. Изучение разных дисциплин помогает будущим учителям дефектологам адаптировать к самостоятельной жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитывать и обучать их.

Автор: Подвальная Елена Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук.

Тематические сайты: Дети, Наука, Образование, Профориентация и подготовка
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 153 публикации
Сайт: sp.mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

Мэр Москвы продлил срок полномочий бизнес-омбудсмена Татьяны Минеевой
22.02.2024 17:32 Документы
Мэр Москвы продлил срок полномочий бизнес-омбудсмена Татьяны Минеевой
Мэр Москвы Сергей Собянин ещё на пять лет продлил срок полномочий бизнес-омбудсмена Татьяны Минеевой. Указ о назначении был подписан и опубликован 22 февраля 2024 года на сайте столичной мэрии. Ранее на пост Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна...
Об истории женского предпринимательства расскажет выставка
22.02.2024 09:12 Мероприятия
Об истории женского предпринимательства расскажет выставка
В Москве в музее предпринимателей, меценатов и благотворителей 2 марта 2024 года начнет работу выставка «Женское предпринимательство: сквозь века». Она расскажет об историях и судьбах выдающихся дореволюционных женщин-предпринимателей и современных бизнес-леди, продолжающих традиции и успешно...
«Тенденция – к объединению»
21.02.2024 19:29 Интервью, мнения
Тенденция – к объединению
Гендиректор ЧОО - о том, что изменилось в сфере охраны и почему одной технической безопасности мало Близится 23 февраля. В России в этот день отмечается День защитника Отечества, который изначально являлся праздником для всех военнослужащих, но сегодня это праздник всех мужчин, способных встать на...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших семейных ипотек в феврале 2024 года
21.02.2024 18:38 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших семейных ипотек в феврале 2024 года
«Выберу.ру» подготовил рейтинг банков с наиболее выгодными для семей с детьми ипотечными программами на покупку квартир в новостройках страны благодаря скидкам банков к базовой ставке 6%. В ходе исследования мы сравнили условия семейной ипотеки в линейках российских банков из ТОП-100 по объемам...
Рашид Темрезов принял участие в совещании по вопросу капремонта школ
21.02.2024 14:24 Новости
Рашид Темрезов принял участие в совещании по вопросу капремонта школ
В минувшую среду, 20 февраля, Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов принял участие в совещании, которое провел Президент России в режиме ВКС с субъектами России о ходе реализации программы капитального ремонта школ. Федеральная программа капитального ремонта школ реализуется по поручению...