19.09.2024 13:07
Персоны.
Просмотров всего: 14141; сегодня: 7.

О хирурге и священнике Луке Войно-Ясенецком

О хирурге и священнике Луке Войно-Ясенецком

Он мог ставить диагнозы, даже когда ослеп. Исцелял, лечил и учил — издано 55 его научных трудов. Очень много проповедовал — выпущено 12 томов проповедей. Всегда помогал неимущим: отдавал им свои вещи, деньги. Событий, произошедших в его жизни, хватило бы на нескольких человек. Рассказываем об ученом, докторе медицинских наук, профессоре хирургии и священнике Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком, в служении — архиепископе Луке.

Неординарный во всем

Кто бы ни брался писать об этом человеке, все сразу отмечают, что вся его жизнь была клубком противоречий и постоянным выбором, а сам он был фигурой неординарной во всем, чем бы ни занимался. Но от правила самого владыки мы не отойдем: он говорил, что пишущий о нем "ни в коем случае не должен отделять облик архиепископа Луки от лица хирурга Войно-Ясенецкого". 

В юности он не сразу определился, кем быть: закончил художественное училище, но художником не стал, а пошел в медицинский. Потом он писал: "Влечение к живописи было у меня настолько сильным, что по окончании гимназии я решил поступить в Петербургскую академию художеств. Но во время вступительного экзамена тяжело задумался о том, правильный ли жизненный путь я избираю. Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей". Однако после этого прошло еще два года, прежде чем он все же начал учиться в медицинском университете. 

Впрочем, художественное образование ему пригодилось: позднее он стал писать иконы, а для занятий — анатомические таблицы. 

Духовные искания Валентина уже тогда были серьезными и влияли на его жизнь. В молодости он увлекался толстовством и даже хотел уехать жить в общину писателя в Ясной Поляне. Но потом навсегда выбрал православие, хотя отец был католиком, и, как вспоминал сам Валентин, именно благочестивость отца сыграла самую важную роль в укреплении веры сына. 

Когда юноша выбрал профессию "мужицкого врача" — земского доктора — и уже достиг в ней больших высот, много и очень успешно оперировал, читал лекции студентам, перед ним встал новый вопрос, который был очень тяжелым: священство или врачевание. И он опять мучительно выбирал. В хирургии он стал профессором, а в священстве — архиепископом и получил высшую церковную награду — право носить на клобуке алмазный крест. И это несмотря на жестокие гонения, которым подвергался за веру до конца своей жизни. 

11 лет был в заключении, из ссылки попросился на фронт. "Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам… По окончании войны готов вернуться в ссылку". Но в ссылку его не вернули. Расскажем о каждом этапе жизни святителя поподробнее.

Выбор призвания

Произошел Валентин Войно-Ясенецкий из знатного, но обедневшего польского рода. Он родился в 1877 году в Керчи, а в 1889 году семья переехала в Киев. Окончив там гимназию и художественное училище, Валентин поступил на медицинский факультет Киевского университета — несмотря на то, что, по собственному признанию, ненавидел естественные науки, он все же предпочел художественной карьере хирургию.

Сам ученый писал: "Произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии и тонкую художественную работу при анатомической препаровке и при операциях на трупах. Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии". 

Окончив университет, он продолжал придерживаться той же идеи, с которой и пришел туда: "Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям". Служение мужику он не оставил до последних своих дней. Исследователь М. Поповский пишет о нем: "Всякий раз, когда жизнь ставила выбор: призвание или житейские блага, он выбирал призвание".

Валентин Войно-Ясенецкий поступил работать в Киевский медицинский госпиталь Красного Креста, в составе которого в 1904 году отправился на Русско-японскую войну. В Чите заведовал хирургическим отделением эвакуационного госпиталя. Там он начал делать много сложных операций, хотя не обладал на тот момент нужными знаниями. 

Сам епископ писал об этом так: "Я сразу же развил большую хирургическую работу на раненых и, не имея специальной подготовки по хирургии, стал сразу делать крупные операции на костях, суставах и черепе. Результаты работы были вполне хорошими, ошибок я не делал, несчастий не бывало. В работе мне много помогала недавно вышедшая книга французского хирурга Лежара "Неотложная хирургия", которую я основательно проштудировал перед поездкой на Дальний Восток".

Тогда же молодой хирург познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, давшей обет безбрачия и отказавшей до Валентина двоим врачам. "Выйдя за меня замуж, она нарушила этот обет, и в ночь перед венчанием в церкви, построенной декабристами, она молилась перед иконой Спасителя, и вдруг ей показалось, что Христос отвернул свой лик и образ его исчез из киота. Это было, по-видимому, напоминание о ее обете, и за нарушение его Господь тяжело наказал ее невыносимой патологической ревностью", — вспоминал святитель.

Земский доктор, отец семейства

После Дальнего Востока молодой доктор с женой какое-то время работал земским врачом, затем перебрался в Москву — он тяготел к научной деятельности. Жене, которая с двумя детьми в тот период жила у родственников, он писал: "Я по обыкновению не знаю меры в работе и уже сильно переутомился… А работа предстоит большая: для диссертации надо изучить французский язык и прочитать около пятисот работ на французском и немецком языках".

В 1915 году в Петрограде издали его книгу "Регионарная анестезия", он получил премию имени Хойнацкого, которую присуждали ученым, сказавшим новое слово в медицине, а в 1916 году Валентин Феликсович стал доктором медицины. Тогда же он писал: "Я поставил своей задачей глубокое самостоятельное изучение диагностики и терапии гнойных заболеваний". И это за десятилетия до открытия антибиотиков, когда практически нечем было противостоять раневой инфекции.

В начале 1917 года Анна Васильевна заболела туберкулезом, нужны были сухой жаркий климат и улучшенное питание, и Войно-Ясенецкие перебрались в Ташкент, где ученый возглавил городскую больницу и организовал там хирургическое отделение.

О тех временах вспоминает врач Лев Ошанин, три года проработавший под руководством Войно-Ясенецкого. "Я ни разу не видел его гневным, вспылившим или просто раздраженным, — пишет он в своих "Очерках". — Он всегда говорил спокойно, негромко, неторопливым глуховатым голосом, никогда его не повышая. Это не значит, что он был равнодушен, многое его возмущало, но он никогда не выходил из себя, а свое негодование выражал тем же спокойным голосом".

В 1919 году Анна Войно-Ясенецкая (Ланская) скончалась, и именно с этого времени Валентин Феликсович стал принимать активное участие в деятельности местных церковных приходов. Именно в Ташкенте архиепископ Ташкентский Иннокентий сказал Войно-Ясенецкому: "Доктор, вам нужно быть священником".

"У меня никогда не было и мысли о священстве, но слова преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв устами архиерея и, ни минуты не размышляя, ответил: "Хорошо, владыко! Буду священником, если это угодно Богу!" 

Так, в 1921 году Войно-Ясенецкий становится священником, затем принимает монашеский постриг под именем Луки, а позднее становится епископом.

Гонения и ссылки

К моменту принятия церковного сана Войно-Ясенецкий — уже известный и авторитетный врач. Его рукоположение в священника, а затем в епископа не только произвело фурор в обществе, но и разгневало власти. Епископом владыка Лука прослужил только неделю, а затем последовал арест и 11 лет лагерей и ссылок.

В ссылках он продолжал лечить людей, никогда не принимая подношений. Благодарным пациентам он обычно говорил: "Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему".

Возвращение в медицину

Когда началась Великая Отечественная война, Войно-Ясенецкого по его просьбе отозвали из ссылки и назначили консультантом всех госпиталей края и главным хирургом эвакогоспиталя, но оставили на положении ссыльного — дважды в неделю он обязан был отмечаться в милиции.

Он ездил по госпиталям, консультировал хирургов, осматривал раненых, самых тяжелых, признанных безнадежными, переводил в свой госпиталь и спасал. Каждого раненого он помнил в лицо, знал его фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода.

С весны 1942 года отношение к владыке заметно улучшилось. Ему позволили столоваться на общей кухне, стали заботиться об условиях его работы. По окончании войны епископа Луку наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов". 

В 1946 году за свою несколько раз изданную книгу "Очерки гнойной хирургии" он получил 200 тысяч рублей Сталинской премии, 130 тысяч из которых перечислил в помощь детям, пострадавшим в войну.

Не переводятся свежие цветы

С 1946 года и до смерти в 1961 году владыка Лука возглавлял Симферопольскую и Крымскую епархию, восстанавливал разрушенные приходы. Здоровье его было подорвано многими годами в лагерях и ссылках, к тому же ему было запрещено преподавать в медицинском университете в Симферополе.

Равнодушный к собственному достатку и комфорту, о подчиненных он не забывал. На съездах всегда обсуждал оплату труда диаконов, псаломщиков и регентов, рассылал по приходам анкеты, в которых просил указать, не нуждается ли кто в улучшении жилищных условий.

Постепенно он стал меньше оперировать. Сыну это объяснил так: "Хирургия несовместима с архиерейским служением, так как и то и другое требует всего человека, всей энергии, всего времени, и патриарх пишет, что мне надо оставить хирургию". Какое-то время принимал дома, на дверях висела табличка о том, что бесплатный прием ведется ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней.

В 1955 году святитель полностью ослеп. Но даже тогда он безошибочно диагностировал болезни и консультировал.

Скончался святитель Лука 11 июня 1961 года. Поток людей не иссякал несколько дней. Торжественные шествия устраивать было запрещено. Очевидцы вспоминают: "Надо было поворачивать на центральную улицу, но власти не хотели, чтобы мы шли так, хотели… повезти тело вокруг города, так, чтобы не было никаких почестей почившему. Тут женщины — никто никакой команды не давал — сами ринулись на землю перед колесами машины и сказали: "Только по нашим головам проедете туда, куда вы хотите"… Говорят, на могиле архиепископа вот уже более полувека не переводятся свежие цветы.

Канонизация архиепископа Луки, сначала как местночтимого святого, состоялась в 1995 году, а на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года принято решение о его всероссийском почитании. Даже сейчас, более чем через полвека после его смерти, тысячи людей со всей планеты приезжают в симферопольский Свято-Троицкий собор: некоторые — чтобы просто поклониться святому Луке, а кто-то — чтобы попросить его об исцелении. 

Текст: Юлия Острогожская, Андрей Мединский.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Войно-Ясенецкий Валентин (Лука Крымский) Феликсович, архиепископ Лука Крымский - российский и советский религиозный деятель, хирург, учёный, писатель, доктор медицины, доктор богословия, профессор, лауреат Сталинской премии первой степени.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12186 публикаций
Сайт: tass.ru/v-strane/14481161
Поделиться:

Интересно:

Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
16.11.2025 11:27 Аналитика
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
К тому времени, когда на территории восточных славян начало формироваться государство, названное историками Древняя или Киевская Русь, Византийская империя существовала и активно развивалась уже более шести столетий. Русь выбрала свой цивилизационный путь развития под влиянием Византии: первые русские князья восприняли византийские принципы государственного и экономического управления и сущность византийской духовности – православия. В православии раскрылся духовный или внутренний мир человека – его чувства, мысли, переживания, его вера и стремления. Путь к восприятию византийского наследия на Руси сложился через соприкосновение с важнейшими элементами византийской духовной сферы: религией, культурой и искусством. Почему именно с Византией у Руси сложились тесные культурные и духовные связи? Первых князей Древней Руси привлекали великолепие и роскошь византийских городов с золотыми...
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...