14.06.2025 10:07
Аналитика.
Просмотров всего: 16992; сегодня: 32.

Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях

Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях

Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями.

Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже.

Китеж

Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой, князь настолько поразился красоте тех мест, что распорядился основать город с многочисленными храмами и белокаменными строениями. Китеж строился три года и по красоте стал превосходить многие города. Но в 1239 году (в 6747) он подвергся нападению «нечестивого и безбожного царя Батыя». Первыми погибли три богатыря, стоявшие на страже города – на месте их гибели появился святой источник Кибелек. Погибли и мужественно сражавшиеся у стен города воины, возглавляемые князем Георгием. Жители города с иконами в руках вышли на совместную молитву, и произошло невиданное чудо: затряслась земля, и город начал погружаться в озеро Светояр. Вода спрятала город. Монголы от испуга убежали в леса, где заблудились и погибли. Город Китеж исчез с поверхности земли. Но истинно верующие люди могут в чистой воде озера увидеть купола церквей и услышать звон церковных колоколов; грешным людям этого не дано.

По другим вариантам сказаний, Китеж вознесся в небо, ушёл под землю или просто стал невидимым. В народе место у озера Светояр считается чудодейственным местом силы. У представителей различных религиозных групп существует вера в новое появление города при пришествии Христовом.

Археологи и исследователи долгое время скептически относились к информации о существовании древнего города на берегу озера Светояр, обнаруживая в этом месте лишь отдельные предметы. К тому же исторические данные показывают, что князь Георгий погиб во время сражения в 1238 году во время сечи с монголами на реке Сити. Но в 2011 году на месте предполагаемого размещения Китежа были найдены следы древнего поселения, которое, возможно, стало прообразом легендарного города Китежа.

Клещин

О могущественной силе воды повествует легенда о городе Клещин, находившемся у Плещеева озера (Ярославская область). 

Клещин славился своей неприступностью: с одной стороны его окружали земляные валы высотой от 3 до 7 метров, с другой стороны находился глубокий овраг. Враги не могли одолеть многолюдный город с оживленной торговлей. Но причиной гибели Клещина стали не враги: по какой-то причине Плещеево озеро невзлюбило жителей, и с озера на город пришёл густой туман, который вызвал у людей ужас и панику. В страхе жители спешно покинули свои дома и убежали из города. Город опустел мгновенно.

По другой легенде, Клещин был уничтожен пожаром в наказание за то, что принявшие христианство жители города сбросили с Александровой горы (Ярилиной плеши) Синий камень (Синь-камень). Этот 12-тонный валун, становившийся синеватым после дождя, был языческой реликвией. Неоднократные попытки христианских священников закопать камень, сбросить его в колодец или утопить в озере закачивались неудачей: камень вновь выходил на поверхность.

Исторический факт: в 1152 году князь Юрий Долгорукий перенёс город южнее, заложив Переславль-Залесский; многие жители Клещина переселялись в новый город, а Клещин постепенно опустел.

Синий камень и в наши дни является местом поклонения.

Тайны города Каменец

Легенды о городах связаны не только с исчезновением поселений, но и с невозможностью на сегодняшний день объяснить некоторые факты. К таким фактам относится появление Белой вежи (Белой башни) в городе Каменец (Брестская область Республики Беларусь).

Согласно летописям, Каменецкая башня была воздвигнута в XIII веке. Существующая и сейчас сторожевая башня имеет высоту около 30 метров, толщину стен около 2,5 метра и наружный диаметр башни около 14 метров. Необычная высота пятиярусной башни породила легенду о великанах, строивших её. Великаны были такие огромные, что они строили вежу, стоя на коленях. Достроив башню, великаны поднялись с колен и пошли гулять в пущу, оставив огромные следы на земле; на месте одного из следов возникло село Ступичево. Не удалось объяснить, зачем нужно было возводить такую высокую башню на отдельно стоящем островке.

Но возникновение Белой вежи – не единственная тайна города Каменец. Согласно Ипатьевской летописи, цитируемой в различных источниках, в городе была Благовещенская церковь, следов которой не удалось найти – она как сквозь землю провалилась, так же как, согласно легендам, ушла под землю Воскресенская монастырская обитель. Не обнаружено на территории Каменца и захоронений XIII-XIV веков; куда они делись и куда вообще ушли люди – осталось загадкой.

Исторические сведения сообщают только о том, что город Каменец и оборонительная башня в нём были основаны князем Владимиром Васильковичем для защиты от досаждавших городу литовцев и ятвягов.

Хутынь

Во многих легендах об исчезнувших городах прослеживаются религиозные мотивы, но хутынская история целиком построена на идее спасения от гибели молитвой и покаянием. Речь идёт о Новгороде Великом, на который Господь разгневался за грехи и беззаконие его жителей. Происхождение названия деревни Хутынь, расположенной в окрестностях Новгорода, объясняется по-разному: по одним источникам, оно означает «худое место», по другим, оно названо в честь божества тёмных сил по имени Худ. Места считались обителью нечистой силы.

Преподобный Варлаам, пришедший в эти места со своими сподвижниками, решил молитвами бороться с нечистью. Варлаам прославился чистотой помыслов и поступков, прозорливостью и чудотворением, за что православной церковью был причислен к лику святых. Незадолго до своей кончины преподобный Варлаам закончил построение каменного храма в Хутыни в честь Преображения Господня, где и был погребён. Земная жизнь святого окончилась в 1192 году, но новгородские сказания повествуют о том, что преподобный «в сияньи лучей» и «с омрачённым печалию ликом» восставал из гроба, чтобы предупредить Новгород о грядущей гибели от поднявшейся воды озера Ильмень, от мора и от пожара. Он сам неустанно молился и просил новгородцев покаяться. Только когда святой понял, что молитвы услышаны, он вновь упокоился. 

В легенде проявлена губительная сила воды, которая отступила перед силой молитвы.

Жители подземного города

Самой распространённой легендой о таинственных жителях подземных городов является предание о племени, названном «чудь белоглазая». О встречах с ними рассказывали новгородские купцы, ходившие на Верхний Урал. Неизвестно, по какой причине таинственный народ, называвший себя «чакли», ушёл жить в подземные пещеры, но известно их описание: это были низкорослые люди со смуглыми лицами, на которых выделялись светло-голубые глаза, за что их и прозвали белоглазыми. «Чудью» славяне назвали их за непонятный язык. Чудь белоглазая обладала многими знаниями в области колдовства, была скрытной и никому не открывала тайны входа в подземные хранилища несметных богатств. По легенде, сопротивляясь христианизации (или захвату), таинственный народ погрёб себя под землёй, обрушив своды большой пещеры. Название племени сохранилось в топонимике: Чудское озеро, Чудский берег, Передние Чуди и т.п.

По поводу этнической принадлежности чуди белоглазой, происхождения племени и причин его исчезновения в науке единого мнения нет. Чудь относят к народам манси, коми и даже ариям; местонахождением племени называют также Алтай.

Изображение (фото): портал "Культура.РФ"


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11370 публикаций
Сайт: mednolit.com/ischeznuvshie-goroda-rusi-v-legendah-i-skazaniyah
Поделиться:

Интересно:

Чем запомнился фестиваль «Толстой»
11.07.2025 09:41 Мероприятия
Чем запомнился фестиваль «Толстой»
В Ясной Поляне завершился уже девятый театральный фестиваль «Толстой». Трехметровый Лев Николаевич, современная крестьянская школа и новая роль Евгения Цыганова — рассказываем, чем запомнился уик-энд в Тульской области. От других летних театральных фестивалей «Толстого» в первую очередь отличает какой‑то особенно теплый вайб — здесь всегда есть ощущение, что ты приехал в усадьбу, где тебя принимают как долгожданного гостя, усталого путника, промотавшегося и милого сердцу дворянина. Угощают на фуд-корте бургерами, предоставляют свои поля и леса для прогулок, а главное — предлагают обширную культурную программу. Это всегда крупные знаковые спектакли или концерты, так или иначе связанные с Толстым, а также объемная кинопрограмма на сеновале, целый детский театральный блок...
К годовщине завершения оборона крепости Баязет
10.07.2025 11:09 Аналитика
К годовщине завершения оборона крепости Баязет
Героическая оборона крепости Баязет русскими войсками завершилась 10 июля 1877 года. Во время осады бойцы гарнизона были доведены до крайней степени изнурения, которая требовала длительного гигиенического лечения. Это событие стало одним из героических эпизодов русско-турецкой войны и имело важное как стратегическое, так и моральное значение. Баязетское сражение началось 18 июня. В результате активных военных действий турецкой армии русский гарнизон оказался осажденным в небольшой цитадели в глубоком тылу противника. После планируемого избавления от него путем капитуляции или уничтожения, сводный Ванско-баязетский отряд турецкой армии под командованием бригадного генерала Фаик-паши должен был вторгнуться в российские пределы в Закавказье, границы которого на тот момент оставались фактически незащищенными. Однако попытки взять цитадель штурмом или принудить русский гарнизон сложить...
Народное ополчение в боях с фашизмом
10.07.2025 10:12 Аналитика
Народное ополчение в боях с фашизмом
В годы Великой Отечественной войны эти военные и военизированные формирования создавали в помощь РККА из тех, кто не подлежал мобилизации. Нападение гитлеровской Германии на СССР и угроза самому существованию нашего народа подняли советских людей на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч рабочих, служащих, студентов, колхозников, работников науки, техники, культуры и др. обращались в партийные и советские организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов партийно-советского актива, групп самообороны. Такие формирование участвовали в боях в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае в первые дни войны. 24 июня 1941 года СНК СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов. Они...
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
10.07.2025 09:44 Аналитика
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю.  Новый дом для деревянного зодчества В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в...
Символика власти Ивана Грозного
10.07.2025 09:36 Аналитика
Символика власти Ивана Грозного
В 1550-е годы церковные иерархи оказали идейную поддержку Ивану IV при завоевании Казанского и Астраханского ханств, призывая в своих произведениях святые силы на помощь царю и его "христолюбивому воинству" в войне с "басурманами". Во время взятия Казани в 1552 году воплощением идеи божественного покровительства стало государево знамя с изображением Спаса Нерукотворного (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Символика знамени восходит к иконе, на которой изображен убрус (полотенце) с отпечатком лица Христа*. Согласно царскому летописцу, Иван выступил против Казани под тем же знаменем, с которым Дмитрий Донской сражался с татарами на Куликовом поле. Хотя о реальном знамени Дмитрия Донского нам практически ничего неизвестно, можно заметить, что в глазах царских идеологов казанское знамя символизировало торжество православия над мусульманством, а также преемственность...