В Институте археологии и этнографии СО РАН подготовили виртуальный тур в урочище Калбак-Таш. Этот музей под открытым небом легко посетить во время туристической поездки по региону, а вот для того, чтобы разобраться в наслоениях древних изображений, археологам понадобился не один десяток лет. Путешествие реализовано при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».
Калбак-Таш — один из самых известных и популярных среди туристов памятников наскального искусства на российском Алтае, на правом берегу реки Чуи неподалёку от места её слияния с Катунью. Здесь на скальных поверхностях нанесено, по подсчётам археологов, порядка 3700 изображений и десятки руноподобных надписей. Выбор такого места для их создания учёные связывают с тем, что в древности через урочище Калбак-Таш проходил путь перекочёвки животных в долину Катуни. За ними приходили охотники и скотоводы. Перед переходом бурных, опасных рек люди считали важным нанести изображения почитаемых ими духов и божеств, поэтому археологи считают Калбак-Таш древним святилищем.
Каждая историческая эпоха оставила в урочище свои изображения. В эпоху бронзы наиболее интересны образы средств передвижения — колесниц, а также не имеющие аналогий на других памятниках наскального искусства Евразии скопления женских персонажей в одеждах с нагрудниками и длинными юбками. Возможно, эти образы представляли древнюю покровительницу водной стихии. Привлекают внимание и необычные фигуры людей в грибовидных головных уборах — исследователи по сей день спорят, что означают эти персонажи. Петроглифы более позднего времени, скифской эпохи и Средневековья, легко отличить по стилю, а также по технике нанесения методом гравировки.
Петроглифы урочища Калбак-Таш стали известны ещё в конце 19-го века в связи со строительством Чуйского тракта. Первые их зарисовки были сделаны в 1912 году Д.И. Кузнецовым и Г.И. Гуркиным. С конца 1970-х годов к изучению объекта приступили археологи, и наиболее детально памятник исследовал В.Д. Кубарев, который, помимо фиксации и анализа самих изображений, проводил раскопки, призванные найти материальные свидетельства функционирования святилища. Однако на памятнике Калбак-Таш I найти следы каких-либо жертвоприношений или подношений духам не удалось. Их поиск продолжается на второй части памятника, получившей название Калбак-Таш II, которая занимает даже большую площадь, чем первая. На Калбак-Таше II, кроме петроглифов, экспедицией Г.В. Кубарева уже были найдены ритуальные сооружения — курганные насыпи, ящики, стелы и др.
Ежегодно Калбак-Таш посещает множество туристов, поэтому особенно важно бережное отношение к этому объекту, которое позволит ещё многим поколениям путешественников увидеть этот удивительный «храм под открытым небом».
Изображение (фото): Институт археологии и этнографии СО РАН