23.01.2025 11:06
Аналитика.
Просмотров всего: 8971; сегодня: 3.

Об основании Московского университета

Об основании Московского университета

23 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета, а указ вышел в день празднования памяти св. Татьяны (25 января).

Московский университет стал первым светским высшим учебным заведением в России. За время своего существования он несколько раз переезжал в разные здания на территории Москвы, менял устав. Студенты и преподаватели участвовали в революциях и войнах, устраивали сходки и забастовки.  

До Московского университета: российское образование в начале XVIII века

В начале XVIII века все существовавшие в России учебные заведения были связаны с церковью. Начальное образование получали в школах при храмах или монастырях, а высшее — в Славяно-греко-латинской и Киево-Могилянской академиях. Там изучали латынь, философию, богословие.

При Петре I в Москве и Петербурге появились светские государственные школы, в которых готовили военных, врачей и инженеров. Открылись и первые частные учебные заведения, училища при заводах.

2 февраля 1724 года Петр I издал указ об основании «академии наук и курьезных художеств» в Петербурге. Через два года при ней открыли Академический университет — первое светское высшее учебное заведение. Преподавали в нем приглашенные из Германии профессора, а лекции читали на немецком и латинском языках. Образовательную программу постоянно меняли, а для одаренных студентов составляли индивидуальные планы. В новый университет переводили лучших учащихся Славяно-греко-латинской академии и других духовных учебных заведений. Так туда попали ученые Михаил Ломоносов и Дмитрий Виноградов.

Образование в университете могли получать представители любых сословий. Но популярностью университет не пользовался: его выпускникам не полагалось чинов и привилегий по службе. Поэтому дворяне чаще отдавали детей в военные учебные заведения. К середине XVIII века были созданы Сухопутный шляхетский корпус и Морской шляхетный корпус. Там преподавали военные и инженерные науки, искусство, современные европейские языки, среди которых были польский, итальянский и французский.

Создание Московского университета

В 1741 году Михаил Ломоносов после четырехлетней поездки за границу вернулся в Россию. Там он учился в Марбургском университете, в химической лаборатории врача Иоганна Генкеля, занимался физикой и минералогией. В России Ломоносову присвоили звание профессора Академии наук, вскоре он начал читать лекции в Академическом университете. В конце 1740-х ученый познакомился и начал переписываться с меценатом и фаворитом императрицы Елизаветы Петровны Иваном Шуваловым. Ломоносов часто рассказывал ему о заграничных университетах, и Шувалов предложил создать в России новое учебное заведение на европейский манер.

В 1754 году Ломоносов разработал проект университета. Он настаивал, чтобы преподавание там велось на русском языке, а среди студентов были представители всех сословий. К поступлению должны были готовить в гимназии: без нее, считал ученый, «университет как пашня без семян». Чтобы потратить меньше денег из казны, Ломоносов предложил открыть университет в Москве, а не Петербурге. Туда же было проще добираться студентам из других городов России. Проект Ломоносова доработал Иван Шувалов.

Летом 1754 года план создания университета утвердили в Сенате. По указу Елизаветы Петровны учебному заведению передали здание бывшей Главной аптеки недалеко от Куретных (сейчас — Воскресенских) ворот на Красной площади: «Велеть находящиеся в означенном состоящем в Москве у Куретных ворот доме Ревизион-коллегию, Главный комиссариат и Провиантскую контору из того дома вывезти… имеющиеся в аптекарском доме ветхости осмотреть и что, где исправить и вновь сделать надлежит, учиня опись, план и смету, прислать в Правительствующий Сенат немедленно». Перестройкой помещений под нужды учебного заведения занимался архитектор Дмитрий Ухтомский.

В январе 1755 года Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Первые занятия в учебном заведении прошли в мае того же года.

В университете создали три факультета — философский, медицинский и юридический. Поступить в него могли представители любых сословий и разночинцы, кроме крепостных крестьян. Ломоносов писал: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». Всех учащихся разделили на своекоштных и казеннокоштных. Первые платили за обучение сами, вторые — студенты из бедных семей — содержались за счет государства.

Через год после создания университета при нем открылась собственная типография, в которой начали издавать первую в России негосударственную газету — «Московские ведомости». С 1760 года там печатали литературный журнал «Полезное увеселение». С момента открытия университета существовала публичная библиотека, которая была единственной общедоступной в Москве. Действовали театр и хор, в которых состояли студенты. Их представления показывали на Красной площади во время Масленицы, Пасхи и ярмарок. В 1791 году при Московском университете был создан Зоологический музей, в котором хранилось более 15 тысяч предметов — старинные книги, коллекции монет, ископаемые.

Занятия в здании рядом с Куретными воротами проходили только первые два года. Вскоре помещений стало не хватать, поэтому в 1757 году по указу Елизаветы Петровны заведение переехало в усадьбу князя Петра Репнина на Моховой улице. Недалеко от него в 1780-х архитектор Матвей Казаков построил новый «университетский квартал». Его главный корпус стал первым в России зданием, спроектированным и построенным специально для университета.

Во время Отечественной войны 1812 года главный корпус университета на Моховой улице сгорел. Были уничтожены все лаборатории, библиотека, в которую входило больше 20 тысяч книг, экспонаты музейных коллекций, учебные материалы. Из архива удалось спасти чуть больше 50 книг и 12 старинных рукописей. Московский градоначальник Федор Растопчин писал: «Приготовлять к отправлению следует самые только дорогие и значащие вещи, а прочие оставить до времени, так как и воспитанников, коих отправить можно будет после». Ректор Иван Гейм сумел найти лошадей и обозы, на которых вывезли большую часть профессоров и студентов. Однако некоторые из них покинули Москву пешком.

В декабре начались восстановительные работы — специально для этого организовали временную комиссию во главе с Геймом. «Университетский квартал» реконструировал архитектор Доменико Жилярди. Работы закончили только в 1819 году, все это время студенты занимались в арендованных зданиях в Долгоруковском переулке.

Библиотеку и музейные коллекции Московского университета помогли восстановить меценаты. К 1815 году учебному заведению пожертвовали более семи тысяч книг.

«Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой»: Московский университет во время революций

В 1826 году, вскоре после восстания декабристов, Московский университет посетил Николай I. Генерал Иван Дибич, который участвовал в задержании заговорщиков, вспоминал: «Дошло до сведения государя императора, что между воспитанниками Московского университета… господствует неприличный образ мыслей». По приказу Николая I в учебном заведении запретили преподавание философии, а студентов и профессоров обязали постоянно носить форму для «вида порядка и благоустройства».

Николай I изменил и факультеты Московского университета. Были открыты юридический, медицинский и философский факультеты. По указу императора количество студентов философского и юридического факультетов не должно было превышать триста человек. Так император решил «контролировать неблагонадежных» обучающихся. Это ограничение снял только Александр II в 1855 году.

Студенты Московского университета в 1905 году приняли участие в Первой русской революции. Из-за волнений и беспорядков занятия пришлось приостановить на несколько месяцев. Члены Совета университета писали после одного из чрезвычайных собраний: «Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой… как в настоящее время». В том же году был создан студенческий Центральный университетский орган, в который вошли представители всех курсов и факультетов. Его члены собирали деньги для арестованных студентов, помогали малообеспеченным.

В ноябре 1910 года студенты Московского университета устроили сходку из-за смерти писателя Льва Толстого. Из-за траура занятия не велись три дня. И хотя руководство поддержало организаторов мероприятия, вскоре был издан циркуляр «О временном недопущении публичных и частных студенческих заведений».

В ответ студенты 27 января 1911 году устроили забастовку. По распоряжению министра народного просвещения Льва Кассо в этот день в университет ввели полицию, а занятия приостановили. Ректор Александр Мануйлов на чрезвычайном заседании Совета университета сложил с себя полномочия. За ним последовало более ста преподавателей. А к концу семестра университет покинуло больше трети сотрудников, в том числе профессора Владимир Вернадский, Николай Зелинский, Климент Тимирязев. На их места назначили новых преподавателей, но в знак протеста студенты их лекции почти не посещали.

Сегодня жизнь в Московском университете замерла. В старом здании не было ни души. Занятий в лаборатории не происходит уже около недели. В новом здании университета сегодня были три лекции. У профессора Филиппова сегодня был 1 слушатель. <…> В клиниках нервных болезней и психиатрической собрались студенты. Проф. [Владимир] Сербский (также подавший в отставку) не мог от волнения кончить речь и удалился под продолжительные аплодисменты студентов.

Уволенные сотрудники были восстановлены только в 1917 году, после Февральской революции. Тогда же возникли новые студенческие организации самоуправления — милиция, санитарная служба. Они раздавали оружие, помогали раненым. Их члены демонстративно отказывались подчиняться руководству учебного заведения. Ректор Матвей Любавский вспоминал: «Университет встречает препятствия для возобновления занятий, ибо его аудитории заняты организацией студенческой милиции, которая считает себя автономной, самовольно занимает помещения, отводит их под митинги и реквизирует университетское имущество».

Пропитанные ядом факультеты и новые отделения: Московский университет при СССР

После Октябрьской революции плату за обучение в Московском университете отменили, а студентам начали выплачивать стипендии. Учреждение стало называться государственным. Советские власти изменили учебные программы и уволили часть преподавателей за «контрреволюционные взгляды». На их места назначили молодых специалистов.

В 1919 году был создан подготовительный рабочий факультет — рабфак. Малограмотные люди — в основном рабочие и крестьяне — получали базовые знания, после чего могли поступить в университет без экзаменов. Советский политик Григорий Григоров писал о поступлении на рабфак: «Трудно описать мое состояние, сбывалась моя давняя мечта. <…> Я буду учиться в университете, из стен которого вышли великие люди».

В эти же годы закрыли юридический и историко-филологический факультеты за «насквозь пропитанную ядом враждебную пролетариату идеологию», а на базе медицинского возник 1-й Московский медицинский институт (сегодня — Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова). Оставшиеся факультеты стали называть «отделениями». Историю, филологию, естественные науки снова стали преподавать только в 1930-х годах.

В годы Великой Отечественной войны университет эвакуировали сначала в Ашхабад, а затем — в Свердловск (сегодня — Екатеринбург). Но в Москве осталось больше пяти тысяч студентов и преподавателей — все они записались в ополчение и сражались в битве за Москву. Около трех тысяч из них погибли.

В конце 1940-х началось строительство новых зданий на Ленинских горах, в том числе самой высокой из сталинских высоток — Главного здания МГУ. Занятия там начались 1 сентября 1953 года. Со временем в университете открылись факультеты журналистики и психологии, Институт восточных языков (сейчас — Институт стран Азии и Африки), Научно-исследовательский институт механики. В 1990-х филиалы Московского университета появились в Казахстане, Узбекистане, Армении, Азербайджане.

В 1995 году открылся музей Московского университета. Сейчас там хранится более трех с половиной тысяч экспонатов, связанных с историей МГУ.

Автор: Анастасия Войко. Портал «Культура.РФ»

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Библиотеки, Государство, История, Культура, искусство, музеи, Наука, Образование, Памятные даты, праздники, юбилеи, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт
Сайты субъектов РФ: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область
Сайты столиц субъектов РФ: Свердловская область - Екатеринбург
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Азербайджан, Армения, Германия, Казахстан, Россия, СССР, Туркменистан (Туркмения), Узбекистан, Украина
Сайты столиц стран: Туркменистан (Туркмения) - Ашхабад, Украина - Киев
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Европа Восточная, Европа Центральная, Кавказ
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12186 публикаций
Сайт: www.culture.ru/materials/255365/istoriya-moskovskogo-universiteta
Поделиться:

Интересно:

Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
16.11.2025 11:27 Аналитика
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
К тому времени, когда на территории восточных славян начало формироваться государство, названное историками Древняя или Киевская Русь, Византийская империя существовала и активно развивалась уже более шести столетий. Русь выбрала свой цивилизационный путь развития под влиянием Византии: первые русские князья восприняли византийские принципы государственного и экономического управления и сущность византийской духовности – православия. В православии раскрылся духовный или внутренний мир человека – его чувства, мысли, переживания, его вера и стремления. Путь к восприятию византийского наследия на Руси сложился через соприкосновение с важнейшими элементами византийской духовной сферы: религией, культурой и искусством. Почему именно с Византией у Руси сложились тесные культурные и духовные связи? Первых князей Древней Руси привлекали великолепие и роскошь византийских городов с золотыми...
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...