В Доме Российского исторического общества обсудили историю борьбы с голодом и бедностью в мире. Участие в мероприятии принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
«Совершенствование способов обработки земли и развитие сельскохозяйственных технологий справедливо рассматривать как один из самых важных сюжетов всемирной истории. Проблема голода по-прежнему не решена до конца. По данным Организации Объединённых Наций, в 2023 году в мире недоедали более 730 миллионов человек, а ситуация в этой сфере рискует ухудшиться. Обращаясь к истории нашей страны, надо вспомнить, что голод веками был частым гостем в русских деревнях. Это побудило наших предков изобрести уникальные социальные технологии, такие как крестьянская община, помогавшие мобилизовывать ресурсы для выживания в самых суровых условиях», — отметил он.
Также Сергей Евгеньевич акцентировал внимание на важной роли России в деле решения проблемы голода в мире:
«Преодолев немало преград на своём историческом пути, наша страна сумела не только победить голод, но и стать одним из крупнейших поставщиков продовольствия в мире. Достаточно сказать, что по итогам 2024 года отечественный экспорт зерновых составил рекордные 72 миллиона тонн. Ведущая роль нашей страны в обеспечении глобальной продовольственной безопасности налагает на нас особую ответственность, побуждая осуществлять гуманитарные поставки в самые отдалённые части света».
Об основных направлениях изучения голода в мировой исторической науке рассказал научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель РИО Александр Чубарьян, отметивший, что в современных исследованиях истории голода преобладают природный и социальный факторы:
«В первую очередь природные факторы. Очень многие голодные годы являлись следствием природных катаклизмов, которые приводили к неурожаю, засухам и целому ряду других стихийных явлений. Второй фактор — это социальный фактор <…>. Он был связан с неупорядоченностью социальных отношений, с недостатками деятельности правительств».
Директор Департамента международных организаций МИД РФ Кирилл Логвинов в своём выступлении остановился на современном состоянии глобальной продовольственной ситуации и усилиях международного сообщества по борьбе с голодом и бедностью объединяйся вокруг повестки в области устойчивого развития на период 2030 года:
«Первая цель повестки призывает к повсеместной ликвидации нищеты во всех её формах, вторая — к полной ликвидации голода и обеспечении продовольственной безопасности <…> Главной причиной современного ухудшения ситуации с глобальной продовольственной безопасностью стали системные ошибки Запада в финансово-экономической политике, в том числе растущие бюджетные дефициты и бесконтрольное создание необеспеченной денежной массы для поддержки экономики».
В последнее столетие Россия вела активную деятельность в сфере преодоления голода в мире. Об этом вкладе нашей страны сообщил руководитель Россотрудничества Евгений Примаков:
«В основном мы вкладывались в инфраструктурные проекты, а не в продовольственные — это строительство дорог, школ, университетов. Деятельность велась достаточно успешно, и во многом благодаря этой деятельности имеется задел симпатий со стороны глобального Юга в отношении России».
Проблема голода и бедности достаточно изучена в мировой историографии. Об основных достижениях в этом направлении исторической науки рассказал доцент кафедры отечественной истории и археологии Самарского государственного социально-педагогического университета Григорий Циденков.
Продолжая тему историографии голода, руководитель центра экономической истории ИРИ РАН Виктор Кондрашин в своём выступлении сделал акцент на антинаучный нарратив голода-геноцида, нередко распространяющийся на территориях бывших советских республик и не поддерживаемый мировым научным сообществом. Также Виктор Викторович представил двухтомный сборник документов «Голод в России и Казахстане», материалы в котором охватывают проблему голода в 1930-х годах в СССР.
«Исследователи едины во мнении, что феномен этого голода невозможно понять без признания факта, что он был связан с осуществлением в 1920-х—1930-х годах форсированной индустриализации, необходимость которой была очевидна <…> география и эпицентры голода убедительно свидетельствуют о том, что в первую очередь он поразил районы СССР, которые исторически являлись зонами зернового и товарного производства и животноводства, то есть трагедию предопределила экономическая специализация региона, а не никакие иные причины», — отметил он.
Текст: Анастасия Димитриева
Изображение (фото): Александр Шалгин