10.06.2025 16:05
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 4654; сегодня: 37.

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской".

О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой.

— Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура?

В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь, оружие. Затем двухдневные проводы. Накануне проводов – молебен вместе со всей станицей, проверка атаманом, а затем "вечир". Весь вечер и всю ночь казака провожали родные, соседи и близкие. Центральным моментом были первые три обязательных тоста. На Кубани и сейчас сохранилась традиция третьего тоста на коня, во время которого собирали на подносе деньги, чтобы помочь отчасти компенсировать затраты на боевого коня. Прощальный вечер различался для женатых и холостых. Неженатому девушки повязывали платочки, а супруге женатого давали печальник – особый головной убор, который она носила, пока муж служил. Это важное социальное различие в обрядовом комплексе.

А.Яровой: На Дону проводы также проходили в два дня, в них выделялись семейный и общественный этапы. Символически отмечались переходы границ: порог, двор, юрт. Важно было все: служба в церкви, освящение воинского оружия, окропление коня. Подмечали, как казак садился на коня, которого седлали брат или отец, а по поведению коня гадали о дальнейшей судьбе воина. Жена заклинала коня, падала ему в ноги и умоляла: "Привези его назад". Примечательно, что на Нижнем Дону казак не выходил из куреня спиной вперед, а шел прямо к коню.

— Какие ритуалы помогали казаку обязательно вернуться?

В.Воронин: Например, у кубанцев бытовал трогательный обычай. Мать давала казаку пирожок, говоря: "Откусы". Затем надкусанную часть она клала в святой угол со словами: "А як вернэшься – доесы". Это создавало символический долг, который надо вернуть, а значит, и казак обязан вернуться.

А.Яровой: На Дону, например, давали благословение в виде иконки Иоанна Воина, записанные на листе молитвы, кусочки ладана для сохранения во время боя казака и коня. Казаку вручали горсть родной земли, завернутой в лоскутик, которую он укладывал в "через" (гаманок). Землю использовали как оберег или даже как лекарство. Считалось, что она обладает чудодейственной силой отеческого края. А если казаку суждено погибнуть, то горсть родной земли будет у него на груди.

— Как провожали казака в путь?

В.Воронин: Утро после "вечира" начиналось у кубанцев с родительского благословения и вывода со двора. Здесь существовала особая символика – казака часто выводили спиной вперед. Хотя в обычной жизни возвращаться считалось дурной приметой, в обряде проводов мать, наоборот, трижды окликала сына, заставляя его вернуться, и лишь на третий раз он уходил окончательно. Затем все уходящие на службу казаки собирались на площади, где вновь проводился молебен с напутствиями атамана и священника. Там пили три чарки: за путь, за службу и за возвращение. После процессия из уходящих и провожающих двигалась до границы населенного пункта к символическим местам вроде провожательного дуба или ридной могилы. Там снова поднимали три чарки: за путь на службу, за саму службу и за возвращение домой. На границе станичного юрта делали последнюю остановку, где вновь поднимали чарки за успешную службу. Это была завершающая часть обряда. Провожающие возвращались, "гладили дорожку" – обычай, сохранившийся до наших дней. А казаки отправлялись дальше, переходя в совершенно иной, военный мир.

А.Яровой: Уходя, донец стрелял в землю, переезжая ворота. Когда он вскакивал на коня, ему подавали пику, а отец вел его коня под уздцы к церкви, где служили молебен, затем кропили святой водой оружие, людей и лошадей. Потом все шли до прощального бугра или кургана, где ставили столы, пили стременную, джигитовали и наездничали. Уходящие мочили головы донской водой, прощались с родной рекой…

— Что из этого сохранилось сегодня?

В.Воронин: Многие элементы живы: выводят спиной, "гладят дорожку", благословляют. Например, на фото 1961 года из станицы Староминской видно, как парню вешают платочки – как и сто лет назад. Но часто это уже смесь казачьей традиции и отголосков советских проводов в армию.

А.Яровой: В настоящее время проявление традиционной культуры донских казаков подобно мерцанию драгоценных осколков: дают землю, благословляют, но все это подверглось деформации, изменению, советской регламентации и фантазиям Домов культуры, если они принимали в этом участие. Проводы остались на семейном уровне. Например, мне доводилось видеть, как в станице Егорлыкской уходящему на службу в качестве дедовского оберега давали медаль за Русско-японскую войну. Иногда мать вышивала "через" (гаманок), писала на нем имя казака, какого он войска, клала туда молитву и родную землю.

— В чем суть и глубинная народная мудрость этих обрядов?

В.Воронин: В старину верили, что во время проводов слова летят Богу в уши. Чем больше добрых напутствий – тем крепче дух казака и удачней исход его службы. В данном аспекте ритуалы и обряды – это не магия и не театр, а скорее мощная психологическая поддержка, чтобы казак шел защищать родную землю с твердым ощущением тыла, зная: дома его ждут, за него молятся.

А.Яровой: На Дону суть такого обычая была проста: благословить на успешный добычливый поход, дать рекомендации, которые являлись наследием удалых набегов, но с течением времени превратились в регламентированную службу. Фактически у казаков весь обряд проводов на службу и войну – это проводы воина в поход, на войну, которая мыслилась как поле чести, место, где взвешивались все поступки человека, который отдавал себя во власть Божьей воли. Это и есть настоящая казачья традиция.

— Насколько глубоко представлен в научной литературе обряд проводов казаков на службу и на войну? Какие ключевые работы ему посвящены?

А.Яровой: Эта тема довольно подробно освещена во многих фундаментальных трудах по казачьей культуре. До недавнего времени лучшие работы, посвященные символизму и проводам у донских казаков и казаков-некрасовцев, были написаны ростовским этнографом и историком, кандидатом исторических наук Сергеем Вячеславовичем Черницыным. Казачьи проводы описывались также в коллективной монографии 2005 года "Очерки традиционной культуры казачеств России" под редакцией выдающегося кубанского историка казачества Николая Ивановича Бондаря, где подробно разбирается символика многих обрядов жизненного цикла, включая проводы казака на военную службу. Там же отмечается, что у кубанцев и донцов, при всей общности структуры, были важные локальные различия – от набора оберегов до роли коня в ритуале. Кроме того, традиции проводов на службу верховых донских казаков достаточно подробно описаны в трудах доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Южного научного центра Российской академии наук, профессора Волгоградского государственного университета Марины Александровны Рыбловой.

В.Воронин: Не менее ценны и мемуарные источники. Например, в книге Федора Ивановича Елисеева "Первые шаги молодого хорунжего" описаны проводы на службу кубанских казаков в начале XX века – как раз на стыке исторической традиции и новых армейских порядков. Там, кстати, упоминается, что даже в военных училищах сохранялись элементы старинного обряда, в том числе обязательное благословение иконами перед отправкой на фронт.

— То есть традиция не исчезла даже с изменением формы службы?

А.Яровой: Традиция столетиями поддерживалась институтом и авторитетом Русской православной церкви. На Дону священники активно участвовали в проводах с XVII века. Проблема заключается в советском периоде активной борьбы с любыми проявлениями казачьей культуры. Но элементы проводов, как отмечал доктор исторических наук Александр Павлович Скорик, проявлялись и в 1930-е годы, когда казаков реабилитировали в глазах советской власти. Сегодня мы видим желание многих людей обратиться к своим истокам, но информации действительно крайне мало, особенно правдивой информации.

В.Воронин: Сейчас идет процесс активной научной реконструкции. В упомянутых "Очерках..." обряд анализируется в контексте "переходных ритуалов". Это помогает отделить исконные элементы от поздних наслоений. Основная проблема в том, что многие детали обрядов и обычаев казаков известны сегодня лишь по фрагментарным воспоминаниям стариков – носителей казачьей культуры, которых с каждым годом становится все меньше.

Изображение (фото): Сергей Гавриляченко. «Осень. Проводы». Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11360 публикаций
Сайт: kazachestvo.ru/20250606/1786087.html
Поделиться:

Интересно:

К годовщине завершения оборона крепости Баязет
10.07.2025 11:09 Аналитика
К годовщине завершения оборона крепости Баязет
Героическая оборона крепости Баязет русскими войсками завершилась 10 июля 1877 года. Во время осады бойцы гарнизона были доведены до крайней степени изнурения, которая требовала длительного гигиенического лечения. Это событие стало одним из героических эпизодов русско-турецкой войны и имело важное как стратегическое, так и моральное значение. Баязетское сражение началось 18 июня. В результате активных военных действий турецкой армии русский гарнизон оказался осажденным в небольшой цитадели в глубоком тылу противника. После планируемого избавления от него путем капитуляции или уничтожения, сводный Ванско-баязетский отряд турецкой армии под командованием бригадного генерала Фаик-паши должен был вторгнуться в российские пределы в Закавказье, границы которого на тот момент оставались фактически незащищенными. Однако попытки взять цитадель штурмом или принудить русский гарнизон сложить...
Народное ополчение в боях с фашизмом
10.07.2025 10:12 Аналитика
Народное ополчение в боях с фашизмом
В годы Великой Отечественной войны эти военные и военизированные формирования создавали в помощь РККА из тех, кто не подлежал мобилизации. Нападение гитлеровской Германии на СССР и угроза самому существованию нашего народа подняли советских людей на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч рабочих, служащих, студентов, колхозников, работников науки, техники, культуры и др. обращались в партийные и советские организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов партийно-советского актива, групп самообороны. Такие формирование участвовали в боях в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае в первые дни войны. 24 июня 1941 года СНК СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов. Они...
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
10.07.2025 09:44 Аналитика
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю.  Новый дом для деревянного зодчества В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в...
Символика власти Ивана Грозного
10.07.2025 09:36 Аналитика
Символика власти Ивана Грозного
В 1550-е годы церковные иерархи оказали идейную поддержку Ивану IV при завоевании Казанского и Астраханского ханств, призывая в своих произведениях святые силы на помощь царю и его "христолюбивому воинству" в войне с "басурманами". Во время взятия Казани в 1552 году воплощением идеи божественного покровительства стало государево знамя с изображением Спаса Нерукотворного (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Символика знамени восходит к иконе, на которой изображен убрус (полотенце) с отпечатком лица Христа*. Согласно царскому летописцу, Иван выступил против Казани под тем же знаменем, с которым Дмитрий Донской сражался с татарами на Куликовом поле. Хотя о реальном знамени Дмитрия Донского нам практически ничего неизвестно, можно заметить, что в глазах царских идеологов казанское знамя символизировало торжество православия над мусульманством, а также преемственность...
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
10.07.2025 09:06 Аналитика
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
Сегодня, 10 июля, в России отмечается День воинской славы России - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, которое произошло 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года. Соответствующий федеральный закон был принят в 1995 году.  В конце XVII века Швеция не была небольшой страной регионального значения, как в настоящее время, а претендовала на гегемонию в Восточной Европе и нередко играла решающую роль в европейском балансе сил. Вследствие множества успешных военных кампаний она завладела Лифляндией, Эстляндией и Финляндией, а также рядом ключевых областей на побережье Северной Германии, благодаря чему Балтийское море практически стало внутренним "шведским озером". После Азовских походов Петра I против Крымского ханства, российский император, подобно своим предшественникам, собирался и дальше...