10.06.2025 16:05
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 1491; сегодня: 184.

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской".

О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой.

— Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура?

В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь, оружие. Затем двухдневные проводы. Накануне проводов – молебен вместе со всей станицей, проверка атаманом, а затем "вечир". Весь вечер и всю ночь казака провожали родные, соседи и близкие. Центральным моментом были первые три обязательных тоста. На Кубани и сейчас сохранилась традиция третьего тоста на коня, во время которого собирали на подносе деньги, чтобы помочь отчасти компенсировать затраты на боевого коня. Прощальный вечер различался для женатых и холостых. Неженатому девушки повязывали платочки, а супруге женатого давали печальник – особый головной убор, который она носила, пока муж служил. Это важное социальное различие в обрядовом комплексе.

А.Яровой: На Дону проводы также проходили в два дня, в них выделялись семейный и общественный этапы. Символически отмечались переходы границ: порог, двор, юрт. Важно было все: служба в церкви, освящение воинского оружия, окропление коня. Подмечали, как казак садился на коня, которого седлали брат или отец, а по поведению коня гадали о дальнейшей судьбе воина. Жена заклинала коня, падала ему в ноги и умоляла: "Привези его назад". Примечательно, что на Нижнем Дону казак не выходил из куреня спиной вперед, а шел прямо к коню.

— Какие ритуалы помогали казаку обязательно вернуться?

В.Воронин: Например, у кубанцев бытовал трогательный обычай. Мать давала казаку пирожок, говоря: "Откусы". Затем надкусанную часть она клала в святой угол со словами: "А як вернэшься – доесы". Это создавало символический долг, который надо вернуть, а значит, и казак обязан вернуться.

А.Яровой: На Дону, например, давали благословение в виде иконки Иоанна Воина, записанные на листе молитвы, кусочки ладана для сохранения во время боя казака и коня. Казаку вручали горсть родной земли, завернутой в лоскутик, которую он укладывал в "через" (гаманок). Землю использовали как оберег или даже как лекарство. Считалось, что она обладает чудодейственной силой отеческого края. А если казаку суждено погибнуть, то горсть родной земли будет у него на груди.

— Как провожали казака в путь?

В.Воронин: Утро после "вечира" начиналось у кубанцев с родительского благословения и вывода со двора. Здесь существовала особая символика – казака часто выводили спиной вперед. Хотя в обычной жизни возвращаться считалось дурной приметой, в обряде проводов мать, наоборот, трижды окликала сына, заставляя его вернуться, и лишь на третий раз он уходил окончательно. Затем все уходящие на службу казаки собирались на площади, где вновь проводился молебен с напутствиями атамана и священника. Там пили три чарки: за путь, за службу и за возвращение. После процессия из уходящих и провожающих двигалась до границы населенного пункта к символическим местам вроде провожательного дуба или ридной могилы. Там снова поднимали три чарки: за путь на службу, за саму службу и за возвращение домой. На границе станичного юрта делали последнюю остановку, где вновь поднимали чарки за успешную службу. Это была завершающая часть обряда. Провожающие возвращались, "гладили дорожку" – обычай, сохранившийся до наших дней. А казаки отправлялись дальше, переходя в совершенно иной, военный мир.

А.Яровой: Уходя, донец стрелял в землю, переезжая ворота. Когда он вскакивал на коня, ему подавали пику, а отец вел его коня под уздцы к церкви, где служили молебен, затем кропили святой водой оружие, людей и лошадей. Потом все шли до прощального бугра или кургана, где ставили столы, пили стременную, джигитовали и наездничали. Уходящие мочили головы донской водой, прощались с родной рекой…

— Что из этого сохранилось сегодня?

В.Воронин: Многие элементы живы: выводят спиной, "гладят дорожку", благословляют. Например, на фото 1961 года из станицы Староминской видно, как парню вешают платочки – как и сто лет назад. Но часто это уже смесь казачьей традиции и отголосков советских проводов в армию.

А.Яровой: В настоящее время проявление традиционной культуры донских казаков подобно мерцанию драгоценных осколков: дают землю, благословляют, но все это подверглось деформации, изменению, советской регламентации и фантазиям Домов культуры, если они принимали в этом участие. Проводы остались на семейном уровне. Например, мне доводилось видеть, как в станице Егорлыкской уходящему на службу в качестве дедовского оберега давали медаль за Русско-японскую войну. Иногда мать вышивала "через" (гаманок), писала на нем имя казака, какого он войска, клала туда молитву и родную землю.

— В чем суть и глубинная народная мудрость этих обрядов?

В.Воронин: В старину верили, что во время проводов слова летят Богу в уши. Чем больше добрых напутствий – тем крепче дух казака и удачней исход его службы. В данном аспекте ритуалы и обряды – это не магия и не театр, а скорее мощная психологическая поддержка, чтобы казак шел защищать родную землю с твердым ощущением тыла, зная: дома его ждут, за него молятся.

А.Яровой: На Дону суть такого обычая была проста: благословить на успешный добычливый поход, дать рекомендации, которые являлись наследием удалых набегов, но с течением времени превратились в регламентированную службу. Фактически у казаков весь обряд проводов на службу и войну – это проводы воина в поход, на войну, которая мыслилась как поле чести, место, где взвешивались все поступки человека, который отдавал себя во власть Божьей воли. Это и есть настоящая казачья традиция.

— Насколько глубоко представлен в научной литературе обряд проводов казаков на службу и на войну? Какие ключевые работы ему посвящены?

А.Яровой: Эта тема довольно подробно освещена во многих фундаментальных трудах по казачьей культуре. До недавнего времени лучшие работы, посвященные символизму и проводам у донских казаков и казаков-некрасовцев, были написаны ростовским этнографом и историком, кандидатом исторических наук Сергеем Вячеславовичем Черницыным. Казачьи проводы описывались также в коллективной монографии 2005 года "Очерки традиционной культуры казачеств России" под редакцией выдающегося кубанского историка казачества Николая Ивановича Бондаря, где подробно разбирается символика многих обрядов жизненного цикла, включая проводы казака на военную службу. Там же отмечается, что у кубанцев и донцов, при всей общности структуры, были важные локальные различия – от набора оберегов до роли коня в ритуале. Кроме того, традиции проводов на службу верховых донских казаков достаточно подробно описаны в трудах доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Южного научного центра Российской академии наук, профессора Волгоградского государственного университета Марины Александровны Рыбловой.

В.Воронин: Не менее ценны и мемуарные источники. Например, в книге Федора Ивановича Елисеева "Первые шаги молодого хорунжего" описаны проводы на службу кубанских казаков в начале XX века – как раз на стыке исторической традиции и новых армейских порядков. Там, кстати, упоминается, что даже в военных училищах сохранялись элементы старинного обряда, в том числе обязательное благословение иконами перед отправкой на фронт.

— То есть традиция не исчезла даже с изменением формы службы?

А.Яровой: Традиция столетиями поддерживалась институтом и авторитетом Русской православной церкви. На Дону священники активно участвовали в проводах с XVII века. Проблема заключается в советском периоде активной борьбы с любыми проявлениями казачьей культуры. Но элементы проводов, как отмечал доктор исторических наук Александр Павлович Скорик, проявлялись и в 1930-е годы, когда казаков реабилитировали в глазах советской власти. Сегодня мы видим желание многих людей обратиться к своим истокам, но информации действительно крайне мало, особенно правдивой информации.

В.Воронин: Сейчас идет процесс активной научной реконструкции. В упомянутых "Очерках..." обряд анализируется в контексте "переходных ритуалов". Это помогает отделить исконные элементы от поздних наслоений. Основная проблема в том, что многие детали обрядов и обычаев казаков известны сегодня лишь по фрагментарным воспоминаниям стариков – носителей казачьей культуры, которых с каждым годом становится все меньше.

Изображение (фото): Сергей Гавриляченко. «Осень. Проводы». Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11242 публикации
Сайт: kazachestvo.ru/20250606/1786087.html
Поделиться:

Интересно:

Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
07.06.2025 11:41 Аналитика
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
Влияние предпринимательского сообщества на формирование экономической политики. Детальный анализ и результаты конструктивного диалога. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) выражает глубокое удовлетворение результатами продолжительного и конструктивного диалога с ключевыми федеральными органами власти по вопросам денежно-кредитной политики. Всесторонняя аналитическая работа и последовательные обращения, в подготовке и представлении которых активно участвовали Президент МАП Андрей Евгеньевич Поденок, Вице-президент МАП Дмитрий Александрович Минаков, Советник президента МАП, академик РАЕН Андрианов Константин Николаевич, представители Комитета по финансовой политике и банковскому делу МАП, Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров (экосистема МАП) Артур Дмитриевич Леер и Председатель Экспертного совета МАП Кривошеин Николай Викторович, позволили существенно усилить учет...
30 лет Госкомитету по поддержке и развитию малого предпринимательства
06.06.2025 12:14 Персоны
30 лет Госкомитету по поддержке и развитию малого предпринимательства
30 лет назад, 6 июня 1995 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Председателем комитета был назначен Прохоров Вячеслав Александрович. В то время первым регионом, понимавшим значение развития малого бизнеса для страны и активно поддержавшим этот процесс, стала Москва во главе с Мэром Москвы Лужковым Юрием Михайловичем.Прошло совсем немного времени, и в Москве впервые в стране был создан Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы который возглавил Иоффе Алекндр Давидович. Совет, без согласования с которым не принималось ни одно городское решение, затрагивающее интересы предпринимателей, на долгие годы стал защитой и опорой маглого бизнеса столицы. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) была разработчиком...
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
06.06.2025 10:40 Персоны
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
6 июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Пушкина. Поэт умел радоваться простым вещам: вкусной еде, увлекательному чтению, разнообразным поездкам. Рассказываем, в чем еще Пушкин находил отраду и что особенно сильно его волновало, кроме творчества и повседневных дел. Хорошие стихи «Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания» (из письма от 27 марта 1816 года). Александр Пушкин любил проводить время за чтением сочинений князя Петра Вяземского — одного из своих самых близких...
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
03.06.2025 13:15 Аналитика
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
Во многих дневниках, мемуарах и путевых заметках иностранных гостей, побывавших в России, встречаются живописные, полные восхищения описания застолий, которые устраивали для них в трактирах, гостиницах и частных домах. Остается лишь догадываться, что именно так очаровывало их в русской кухне, но очевидно одно — она оставляла сильное впечатление, зачастую гораздо более яркое, чем архитектура или природа. Русская традиция накрывать щедрый стол уходит корнями в глубокую древность. Еще в летописных источниках можно найти свидетельства особого отношения к угощению. Так, знаменитое событие 1147 года, которое принято считать датой основания Москвы, сопровождалось, согласно Ипатьевской летописи, обильным застольем: князь Юрий Долгорукий устроил пышный обед в честь прибытия своего союзника, князя Святослава Ольговича. Подчеркнутая торжественность угощения как бы символизировала гостеприимство и...