10.06.2025 16:05
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 4554; сегодня: 47.

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской".

О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой.

— Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура?

В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь, оружие. Затем двухдневные проводы. Накануне проводов – молебен вместе со всей станицей, проверка атаманом, а затем "вечир". Весь вечер и всю ночь казака провожали родные, соседи и близкие. Центральным моментом были первые три обязательных тоста. На Кубани и сейчас сохранилась традиция третьего тоста на коня, во время которого собирали на подносе деньги, чтобы помочь отчасти компенсировать затраты на боевого коня. Прощальный вечер различался для женатых и холостых. Неженатому девушки повязывали платочки, а супруге женатого давали печальник – особый головной убор, который она носила, пока муж служил. Это важное социальное различие в обрядовом комплексе.

А.Яровой: На Дону проводы также проходили в два дня, в них выделялись семейный и общественный этапы. Символически отмечались переходы границ: порог, двор, юрт. Важно было все: служба в церкви, освящение воинского оружия, окропление коня. Подмечали, как казак садился на коня, которого седлали брат или отец, а по поведению коня гадали о дальнейшей судьбе воина. Жена заклинала коня, падала ему в ноги и умоляла: "Привези его назад". Примечательно, что на Нижнем Дону казак не выходил из куреня спиной вперед, а шел прямо к коню.

— Какие ритуалы помогали казаку обязательно вернуться?

В.Воронин: Например, у кубанцев бытовал трогательный обычай. Мать давала казаку пирожок, говоря: "Откусы". Затем надкусанную часть она клала в святой угол со словами: "А як вернэшься – доесы". Это создавало символический долг, который надо вернуть, а значит, и казак обязан вернуться.

А.Яровой: На Дону, например, давали благословение в виде иконки Иоанна Воина, записанные на листе молитвы, кусочки ладана для сохранения во время боя казака и коня. Казаку вручали горсть родной земли, завернутой в лоскутик, которую он укладывал в "через" (гаманок). Землю использовали как оберег или даже как лекарство. Считалось, что она обладает чудодейственной силой отеческого края. А если казаку суждено погибнуть, то горсть родной земли будет у него на груди.

— Как провожали казака в путь?

В.Воронин: Утро после "вечира" начиналось у кубанцев с родительского благословения и вывода со двора. Здесь существовала особая символика – казака часто выводили спиной вперед. Хотя в обычной жизни возвращаться считалось дурной приметой, в обряде проводов мать, наоборот, трижды окликала сына, заставляя его вернуться, и лишь на третий раз он уходил окончательно. Затем все уходящие на службу казаки собирались на площади, где вновь проводился молебен с напутствиями атамана и священника. Там пили три чарки: за путь, за службу и за возвращение. После процессия из уходящих и провожающих двигалась до границы населенного пункта к символическим местам вроде провожательного дуба или ридной могилы. Там снова поднимали три чарки: за путь на службу, за саму службу и за возвращение домой. На границе станичного юрта делали последнюю остановку, где вновь поднимали чарки за успешную службу. Это была завершающая часть обряда. Провожающие возвращались, "гладили дорожку" – обычай, сохранившийся до наших дней. А казаки отправлялись дальше, переходя в совершенно иной, военный мир.

А.Яровой: Уходя, донец стрелял в землю, переезжая ворота. Когда он вскакивал на коня, ему подавали пику, а отец вел его коня под уздцы к церкви, где служили молебен, затем кропили святой водой оружие, людей и лошадей. Потом все шли до прощального бугра или кургана, где ставили столы, пили стременную, джигитовали и наездничали. Уходящие мочили головы донской водой, прощались с родной рекой…

— Что из этого сохранилось сегодня?

В.Воронин: Многие элементы живы: выводят спиной, "гладят дорожку", благословляют. Например, на фото 1961 года из станицы Староминской видно, как парню вешают платочки – как и сто лет назад. Но часто это уже смесь казачьей традиции и отголосков советских проводов в армию.

А.Яровой: В настоящее время проявление традиционной культуры донских казаков подобно мерцанию драгоценных осколков: дают землю, благословляют, но все это подверглось деформации, изменению, советской регламентации и фантазиям Домов культуры, если они принимали в этом участие. Проводы остались на семейном уровне. Например, мне доводилось видеть, как в станице Егорлыкской уходящему на службу в качестве дедовского оберега давали медаль за Русско-японскую войну. Иногда мать вышивала "через" (гаманок), писала на нем имя казака, какого он войска, клала туда молитву и родную землю.

— В чем суть и глубинная народная мудрость этих обрядов?

В.Воронин: В старину верили, что во время проводов слова летят Богу в уши. Чем больше добрых напутствий – тем крепче дух казака и удачней исход его службы. В данном аспекте ритуалы и обряды – это не магия и не театр, а скорее мощная психологическая поддержка, чтобы казак шел защищать родную землю с твердым ощущением тыла, зная: дома его ждут, за него молятся.

А.Яровой: На Дону суть такого обычая была проста: благословить на успешный добычливый поход, дать рекомендации, которые являлись наследием удалых набегов, но с течением времени превратились в регламентированную службу. Фактически у казаков весь обряд проводов на службу и войну – это проводы воина в поход, на войну, которая мыслилась как поле чести, место, где взвешивались все поступки человека, который отдавал себя во власть Божьей воли. Это и есть настоящая казачья традиция.

— Насколько глубоко представлен в научной литературе обряд проводов казаков на службу и на войну? Какие ключевые работы ему посвящены?

А.Яровой: Эта тема довольно подробно освещена во многих фундаментальных трудах по казачьей культуре. До недавнего времени лучшие работы, посвященные символизму и проводам у донских казаков и казаков-некрасовцев, были написаны ростовским этнографом и историком, кандидатом исторических наук Сергеем Вячеславовичем Черницыным. Казачьи проводы описывались также в коллективной монографии 2005 года "Очерки традиционной культуры казачеств России" под редакцией выдающегося кубанского историка казачества Николая Ивановича Бондаря, где подробно разбирается символика многих обрядов жизненного цикла, включая проводы казака на военную службу. Там же отмечается, что у кубанцев и донцов, при всей общности структуры, были важные локальные различия – от набора оберегов до роли коня в ритуале. Кроме того, традиции проводов на службу верховых донских казаков достаточно подробно описаны в трудах доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Южного научного центра Российской академии наук, профессора Волгоградского государственного университета Марины Александровны Рыбловой.

В.Воронин: Не менее ценны и мемуарные источники. Например, в книге Федора Ивановича Елисеева "Первые шаги молодого хорунжего" описаны проводы на службу кубанских казаков в начале XX века – как раз на стыке исторической традиции и новых армейских порядков. Там, кстати, упоминается, что даже в военных училищах сохранялись элементы старинного обряда, в том числе обязательное благословение иконами перед отправкой на фронт.

— То есть традиция не исчезла даже с изменением формы службы?

А.Яровой: Традиция столетиями поддерживалась институтом и авторитетом Русской православной церкви. На Дону священники активно участвовали в проводах с XVII века. Проблема заключается в советском периоде активной борьбы с любыми проявлениями казачьей культуры. Но элементы проводов, как отмечал доктор исторических наук Александр Павлович Скорик, проявлялись и в 1930-е годы, когда казаков реабилитировали в глазах советской власти. Сегодня мы видим желание многих людей обратиться к своим истокам, но информации действительно крайне мало, особенно правдивой информации.

В.Воронин: Сейчас идет процесс активной научной реконструкции. В упомянутых "Очерках..." обряд анализируется в контексте "переходных ритуалов". Это помогает отделить исконные элементы от поздних наслоений. Основная проблема в том, что многие детали обрядов и обычаев казаков известны сегодня лишь по фрагментарным воспоминаниям стариков – носителей казачьей культуры, которых с каждым годом становится все меньше.

Изображение (фото): Сергей Гавриляченко. «Осень. Проводы». Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11339 публикаций
Сайт: kazachestvo.ru/20250606/1786087.html
Поделиться:

Интересно:

Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
06.07.2025 12:06 Аналитика
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
Туманным вечером 6 июля 1701 года у строящейся Новодвинской крепости показались три неизвестных корабля, шедших в сторону Архангельска. Шли они под нейтральным флагом, однако настороженность вызывал тот факт, что дошли неясные слухи, будто сюда движется шведская эскадра, к тому же недавно в данном районе пропало русское судно с командой стрельцов да таможенником на борту. Для досмотра неизвестных судов был направлен баркас, а возглавил группу лично командир Холмогорского гайдуцкого полка Григорий Животовский. Когда русская лодка достаточно приблизились к ближайшему кораблю, завязался разговор между Животовским и представителем корабельной команды. Он настойчиво приглашал подняться русского офицера на борт, когда один из стрельцов разглядел, сквозь приоткрытый пушечный порт на борту корабля, затаившуюся на нижней палубе большую группу вооруженных шведских солдат. Стрелец успел...
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
04.07.2025 10:36 Мероприятия
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
Сергей Собянин открыл выставку «Августейший хозяин Москвы». Она посвящена великому князю Сергею Александровичу (1857–1905) — первому и единственному представителю императорского дома Романовых, возглавлявшему Первопрестольную (с 1891 по 1905 год). «Нынешняя выставка в Музее Москвы, конечно, не может не привлекать внимания и не трогать сердца москвичей. Потому что период, когда Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы, — это один из самых лучших периодов развития города. Я бы назвал его вообще революционным периодом, потому что именно при нем был дан такой толчок развитию Москвы, когда она из провинциального, мягко говоря, не очень комфортного и чистого города начала превращаться в один из лучших европейских городов. В этот период было сделано то, что не было сделано перед этим целое столетие», — сказал Сергей Собянин. Экспозиция в Музее...
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
03.07.2025 17:14 Мероприятия
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
В филиале Государственного исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», приуроченная к 500-летнему юбилею основания древней православной обители. Экспозиция знакомит с многовековой историей монастыря и рассказывает о его роли в сохранении традиционной духовной культуры. «Исторический музей и Новодевичий монастырь связывают особые отношения. В тяжелые годы богоборчества, когда многие обители закрывались или были разрушены, Новодевичий монастырь обрел защиту благодаря статусу музейного объекта в составе Исторического музея. Именно это спасло национальную святыню от печальной судьбы множества разрушенных храмов и монастырей. Сотрудники музея бережно хранили редкие памятники истории нашей страны, уникальную коллекцию православного искусства. Жители Тулы получат уникальный шанс увидеть святыни монастыря – никогда ранее эти ценности не покидали...
Вечная память защитникам столицы!
03.07.2025 14:03 Мероприятия
Вечная память защитникам столицы!
Депутаты Мосгордумы возложили цветы к монументам в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы проходят на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года по инициативе депутатов Мосгордумы при поддержке Мэра Москвы Сергея Собянина и Правительства Москвы. Сквер на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, памятник москвичам – бойцам народного ополчения: Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «84 года назад, 3 июля 1941 года, простые москвичи по зову сердца вступили в ряды Московского народного ополчения. Это были рабочие и студенты, учителя и артисты...
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
02.07.2025 19:16 Мероприятия
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
Депутаты Мосгордумы примут участие в патронатной акции в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы пройдут 3 июля, в четверг, на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия») почтит память жителей Москвы, вставших на ее защиту в годы Великой Отечественной войны, и возложит цветы у памятника москвичам – бойцам народного ополчения в сквере на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. В мероприятии примут участие исполняющий обязанности Председателя Московского Комитета ветеранов войны Виктор Закидкин, ветераны, представители общественности, управы района и муниципального округа...