Летописи являются уникальным явлением русской культуры и литературы: древнерусские летописи не только представляют хронологию событий, но и дают развёрнутую картину жизни своего времени. Летописцы описывали деяния князей и воевод, давали им меткие характеристики, включали в свои повествования народные предания и фольклор. Особую красочность летописям придавали богатая лексика и выразительность прямой речи.
Начало летописания на Руси
К сожалению, большая часть ранних древнерусских летописей была утеряна во время бедствий, которые устраивала стихия или случались во время разорительных набегов и войн. О существовании ранних летописей, не дошедших до новейшего времени, стало известно из летописей XII-XIV веков, которые зачастую приобретали форму свода, включая в своё содержание тексты предыдущих записей, составленных различными авторами. Вопрос об авторстве первых летописей и сводов является дискуссионным и обсуждается на протяжении многих веков.
Признанный авторитет в деле изучения летописного дела на Руси, русский учёный А.А. Шахматов (1864-1920) установил хронологию появления первых древнерусских летописей и летописных сводов.
- Древнейший Киевский свод, составленный в 1037-1039 годах;
- Никоновский или Киево-Печерский свод, записанный игуменом Киево-Печерского монастыря Никоном в 60-х годах XI века;
- Начальный свод (в его названии отражена первоначальная точка зрения А. А. Шахматова, который ошибочно принял данный свод за первую летописную работу), составленный в 1093-1095 годах; в своде впервые была записана легенда о призвании варягов;
- Повесть временных лет – это первая летопись, дошедшая до новейшего времени почти в первоначальном виде. Автором Повести временных лет считается монах Нестор; согласно другому мнению, авторство работы принадлежит игумену Сильвестру. Ценность летописи заключается не только в авторских суждениях, но и во включении в её состав отрывков из более ранних произведений.
Данный хронологический список летописей А.А. Шахматова подвергался критике и дополнялся, но в целом принят в науке за основу. Таким образом, первой летописью на Руси являлся Древнейший Киевский свод, составленный в 30-х годах XI века. Полагают, что инициатива создания летописи, вобравшей в себя предыдущие записи и предания, принадлежала Ярославу Мудрому. В летописи приводятся размышления безвестного автора о начале истории, ведущей к библейским сказаниям, и о знаменательном событии – крещении Руси. Почести воздаются церковной и просветительской деятельности князя Ярослава, который в 1037 году основал храм Святой Софии и покровительствовал школам. Исследователи отмечают, что появление летописи было связано с подъёмом русского политического самосознания, отходившего от влияния византийской идеологии.
Первые древнерусские летописцы
По словам советского и российского академика Б.А. Рыбакова (1908-2001), «светильник» древнерусской литературы был «зажжён первыми безвестными летописцами». Известно, что история начального летописания была связана с Киево-Печерским монастырём, ставшего крупным центром русской образованности, при котором монахи получили возможность записывать свои литературные произведения. Крупнейший историк и литературовед Д.С. Лихачёв (1906-1999) предложил объединить работы, созданные безвестными книжниками монастыря, в один цикл под условным названием «Сказание о распространении христианства на Руси». Материалы Сказания легли в основу рукописного труда монаха Киево-Печерского монастыря, Никона, который считается первым русским летописцем.
О биографии Никона известно немного. Предполагается, что в течение десяти лет он проживал в одной пещере близ Киева со своими великими сподвижниками: Антонием, основавшим Киево-Печерский монастырь, и Феодосием, ставшим впоследствии игуменом монастыря. В Киево-Печерском монастыре служил и Никон, сначала как монах, а затем игумен.
Киево-Печерская обитель отстаивала самостоятельность древнерусского монашества, а стремление служителей монастыря возродить строгий монашеский устав не находило поддержки у князей. Конфликты Киево-Печерского монастыря с князьями дважды заставляли Никона бежать в Тмутаракань, где он осуществлял церковную деятельность и составлял записи о происходивших событиях. После смерти Феодосия Никон был избран игуменом Киево-Печерского монастыря. Скончался Никон в преклонные годы в 1088 году.
Прославило имя Никона его летописное творчество. По словам Нестора-летописца, автора Повести временных лет, «великий» Никон был постоянно занят книжной работой, «сидящу и строащу книгы». Никон внёс новшества в книжные записи событий, добавив их точную датировку по летам (годам) «от сотворения мира» – так был основан русский летописный жанр. К примеру, запись о поражении войска князя Всеволода Ярославича от впервые напавших на Русь половцев сопровождалась точным указанием даты: 2 февраля 1061 года. В летописи нашли своё отражение и события в Тмутараканском княжестве, где Никон проживал некоторое время: например, в записи от 3 февраля 1067 года сообщалось о смерти от отравления Ростислава Тмутараканского. Полноту картине придавало использование устных преданий, как например, легенды о поединке тмутараканского князя Мстислава с Редедеем, князем косогов. Введение Никоном в летопись легенды о крещении князя Владимира в Корсуни стало считаться историческим фактом; его рассказы о первых русских князьях были переписаны многими последующими летописцами.
Никон-летописец придал летописям идейную направленность, осуждая княжеские распри и подчёркивая роль русского народа в защите своей страны от захватчиков.
Изображение (фото): «Нестор-летописец». Виктор Михайлович Васнецов. 1885 - 1893 гг. Третьяковская галерея
Участники событий и другие указанные лица:



