26.07.2023 12:02
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 12920; сегодня: 1.

О солдатском быте в сибирской глубинке царской России поведали ученые

О солдатском быте в сибирской глубинке царской России поведали ученые

Ученые Алтайского государственного университета выпустили книгу о жизни и быте простых солдат в сибирской глубинке в царской России, посвятив ее памяти воинов-сибиряков, защищавших Отечество. Издание хоть и научное, но читается как историческая беллетристика о суровом солдатском быте, военной реформе, "дядьках"-воспитателях, полевых "самоварах" и шпицрутенах вне очереди.

Как рассказал один из авторов исследования "Повседневная жизнь нижних воинских чинов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX века" профессор АлтГУ Юрий Гончаров, работа над книгой заняла несколько лет.

Юрий Михайлович, почему вдруг такая тема, ведь вы занимаетесь историей сословий?

Юрий Гончаров: В середине XIX века в сибирских городах большой процент населения составляло именно солдатское сословие. В Барнауле оно доходило до 30 процентов вместе с семьями и детьми. А все потому что больше полутора веков - с 1705-го и до 1874 годы в России действовал рекрутский набор и до 1793 года служба была пожизненной. Потом ее ограничили 25 годами, с 1834-го - 20 годами, а с 1855-го - 12. Из-за такого срока службы люди утрачивали связь со своим прежним сословием и свой новый статус передавали жене и детям.

Рекрутчину воспринимали как беду. Из-за тяжелых условий военного быта солдатская служба считалась не священной обязанностью, а наказанием. Помещики, крестьянские и мещанские общества старались отдать в солдаты самых проблемных и неблагонадежных, что, конечно, сказывалось на боеспособности армии. И поражение в Крымской войне 1853-1856 года показало ее отсталость и ненадежность. Реформа давно назрела и в 1874 году в России ввели всеобщую воинскую повинность. Срок службы стал зависеть от образовательного ценза: неграмотный служил шесть лет, с высшим образованием - полгода-год. С переходом на воинскую повинность, люди стали возвращаться к своей привычной жизни, в свои сословия. Изменилось и отношение к службе, о чем свидетельствует популярная пословица конца 1870-х годов: "На службу не набивайся, от службы не уклоняйся".

Первую статью о жизни солдатского сословия я написал еще лет двадцать назад. Потом этой темой занимался мой соискатель Сергей Скобликов. Материала набралось столько, что после защиты его кандидатской диссертации мы решили выпустить книгу. Военная история у нас в стране хорошо изучена, а вот солдатскому быту, особенно в мирное время, мало уделяли внимания. Мы решили восполнить этот пробел. Фактуру пришлось искать в мемуарах бывших военных, офицеров, служивших в Сибири и их современников. Работали в шести центральных и региональных архивах. Много интересного из жизни казармы почерпнули из мемуаров офицера Генерального штаба Евгения Александровича Никольского "Записки о прошлом" и генерала Антона Ивановича Деникина "Старая армия", а также в воспоминаниях Владимира Алексеевича Гиляровского "Мои скитания. Повесть бродяжной жизни".

Параллели с современной армией провести можно?

Юрий Гончаров: Сейчас у нас по-прежнему действует всеобщая воинская обязанность. Но есть и профессиональная армия. Когда мы готовили книгу, конечно, невольно проводили параллели. Я служил в конце 1980-х годов и очень удивился, что за сто лет шинели и портянки почти не изменились. Сейчас, правда, форма уже другая.

И тогда, и сейчас большую роль играли унтер-офицеры, сейчас это сержанты. В мое время говорили: "В армии командует два человека - главнокомандующий и сержант, а остальные только передают приказы". И в этой части тоже ничего не изменилось: сержанты и сейчас всегда рядом с солдатами, они их обучают, воспитывают. Но полтора века назад, кроме унтер-офицеров были еще так называемые "дядьки". Это старослужащие, которые учили новобранцев, помогали им адаптироваться. Ведь большинство призывников в то время - это крестьяне и мещане, которых вырвали из привычного уклада жизни. Человек жил в деревне, пахал, косил и тут попадает в казарму. "Дядьки" помогали им справиться со стрессом. Они были учителями не только в армейской науке, но и обучали грамоте. Сейчас такого института нет, хотя может быть и зря.

А как меняется солдатский быт в пореформенное время?

Юрий Гончаров: После реформы солдатское сословие в сибирских городах постепенно исчезает и в конце XIX века перестает существовать. Остается регулярная армия. Жизнь в казармах тоже меняется. Военная реформа - это ведь не только введение воинской повинности. Например, солдаты никогда не снабжались постельным бельем. Они спали на дощатых нарах на соломенных тюфяках и подушках, укрывались зачастую шинелью. Только после Русско-японской войны появляется постельное белье, улучшается быт, форма. В начале XX века в тех городах, где стояли гарнизоны, строят военные городки, где кроме солдатских казарм были жилые дома для офицеров, мастерские, конюшня, церковь, своя котельная. В Барнауле до сих пор сохранились почти все кирпичные здания такого городка и сейчас здесь размещается юридический институт МВД. Подобные комплексы были и в Новониколаевске (ныне Новосибирск), Омске, Томске. В Новосибирске и Томске тоже сохранились отдельные здания.

Впервые появились солдатские столовые и передвижные полевые кухни, которые назывались "самовар". А до этого питались артельным способом - в подразделении выбирали артельного, он получал продукты, деньги на специи и приправы и потом солдаты сами готовили себе пищу.

XX стали строить солдатские бани в воинских частях. А со второй половины XIX века там, где стояли гарнизоны, обязательно оборудовали воинские госпитали. Они зачастую были единственными медицинскими учреждениями в небольших городах, сельской местности, поэтому здесь принимали и простых горожан и сельчан. Военных врачей готовили из служащих. Для молодых людей из небогатых семей это была возможность получить востребованную профессию. Будущий врач заключал контракт, армия оплачивала обучение, а он обязан был отслужить военврачом определенный срок. Так что социальную роль армии того времени трудно переоценить: это не только борьба с неграмотностью, но и развитие системы медицинского обслуживания.

Какие наказания применили для провинившихся солдат и была ли тогда дедовщина?

Юрий Гончаров: В армии необходимо поддерживать строгую дисциплину. Но в XIX веке до реформы наказания были очень жестокими. Кроме гауптвахты и нарядов вне очереди, которые сохранились до сих пор, применяли удары шпицрутенами и палками за тяжкие провинности. Только в начале XX века телесные наказания отменили. А вот дедовщина процветала. Те же "дядьки" нещадно гоняли новобранцев. Но я не думаю, что институт "дядек" породил дедовщину, она была во все времена. Такие неуставные отношения были во всех армиях, даже в офицерских коллективах, только назывались по-разному. Например, в юнкерских училищах, это было "цукание".

Текст: Татьяна Кузнецова.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10641 публикация
Сайт: rg.ru/2023/07/26/reg-sibfo/na-altae-vyshla-kniga-o-soldatskom-byte-vekovoj-davnosti.html
Поделиться:

Интересно:

"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
24.03.2025 18:25 Аналитика
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества. В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого. Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов. В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз...
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...